Как корабль назови, так он и поплывёт. Ну не нравилось ей, как звучит Шамова (по мужу), а вот перевод фамилии – Солнечная – устраивал по всем параметрам, в первую очередь из-за мироощущения, открытости миру и отношения к жизни как к приключению, а не испытанию.
Хотя испытания на ее долю выпадали не раз. Но если ты Татьяна Солнечная – нужно соответствовать, прежде всего для себя. Так основательницу медиашколы «Желтая ворона» теперь в городе знают и называют, тем более живет Солнечная на свете уже целых 12 лет.
Из банка в соцсети через лифт
Татьяна родилась в Ирбите, окончив школу с серебряной медалью, легко поступила на филологический, который гарантировал ей диплом учителя русского и литературы. Выбор факультета был предопределен склонностью, как шутит, к словоблудию – сочинения меньше 12 тетрадных листов у нее просто не получались.
Жизнь в общежитии на одном этаже с журналистами пробудила интерес к профессии, но до окончательного самоопределения прошло немало времени. После университета вернулась в родной город, купила в кредит квартиру и пошла работать туда, куда приглашал диплом – в школу. Первая зарплата в 4200 (дело было в 2009 году) заставила ее крепко задуматься: еще в студенчестве, работая кредитным специалистом, получала намного больше.
Девушка простилась с жильем и соответственно с долгами и поехала в Екатеринбург. Сняла квартиру, устроилась консультантом экспресс-кредитования и за два года выросла до начальника отдела. Ее творческая натура взбунтовалась только после декретного отпуска, когда стало понятно – в банк возвращаться ей совсем не хочется.
Эта натура, к слову, громко заявила о своем существовании еще в самом начале декрета. Семья жила на 12 этаже 14-этажного дома, и Татьяна стала выпускать газету «Пока мы едем в лифте», меняя ее пару раз в неделю.
– Я спрашивала у соседей, чем интересуются их дети, так как мой был совсем маленький, и «вывешивала» Аркадия Паровозова и Смешариков в лифте, а на выходе из него на стенде оформляла послания с фото (его отправляла мне мама) из серии: «Тимофею сегодня исполняется пять лет, поздравляем!», – рассказывает Татьяна. – Соседи давали мне какие-то деньги на распечатки, но сама я не зарабатывала. Кто-то сказал мне в тот период: «Таня, тебе надо открыть школу по подготовке детей к первому классу», но этот совет тогда меня рассмешил: это же просто газета в лифте, какая школа?!
Ей в тот момент вообще было не до карьеры – пока сыну не исполнилось пять лет, она фактически не спала. За ночь он мог поспать всего несколько минут, и хождения по неврологам долго не приносили плоды. Но нет худа без добра – именно тогда Татьяна начала активно вести свой блог, описывая непростые материнские будни. Филиал личного дневника в социальной сети помогал держаться на плаву, да и другим недосыпающим мамам становилось легче оттого, что они не одиноки.
Татьяна состояла в активе дома, а события, предшествовавшие смене УК (активистка ходила по соседям, собирала подписи, организовывала собрания), привело ее к знакомству с Михаилом Маркиным, директором УК «Кот». Спустя время он, увидев в ней потенциал, предложил вести социальные сети для «Кота». Сомневалась, это же надо кучу всего знать про ЖКХ, но пытливый ум и желание развиваться в медийной сфере заставили откликнуться на предложение.
Первые полёты «Жёлтой вороны»
Вникала, разбиралась в тонкостях бухгалтерии и вообще работы управляющей компании, параллельно училась у профессионалов правильно и эффективно вести группы в социальных сетях и организовывать мероприятия – в УК «Кот» это одно из ключевых направлений. Сотрудничество с управляющей компанией было долгим и плодотворным, только когда стало совсем тесно, перешла в клубный дом «Тихвинъ» контент-менеджером, но осталась там всего на полгода. Семья уже переехала в Березовский, а уезжать рано на работу в Екатеринбург, а вечером спешить за сыном в садик, проводя кучу времени в дороге, ей быстро надоело.
– И тогда я поняла: знаний у меня много, надо ими делиться. Меня привлекали как спикера в «КультЗаезд», в другие проекты, и сначала я думала заниматься со взрослыми, но потом решила, что все-таки моя аудитория – это дети, – объясняет Татьяна.
Открытие ИП – полдела, нужно еще создать себе бренд. Название родилось естественно. Белая ворона – это про людей особенных, это про неординарность, про уникальность, про индивидуальность. Но есть в самом выражении какой-то негативный подтекст, а потому ее личная ворона стала солнечного цвета – желтой.
Первым опытом медиашколы «Желтая ворона» стал летний лагерь для детей в 2022 году. Садик, куда ходил сын, закрыли на 1,5 месяца, и маме среди прочего нужно было решить и эту проблему – чем его занять. Татьяна зашла в К7 и убедила, что от сотрудничества будет хорошо всем – она привлечет в библиотеку детей, а сама получит уютную площадку для занятий. За три смены она устроила ликбез по съемке на телефон, ораторскому и актерскому мастерству 32 юным березовчанам. Сумела найти подход и к их родителям, убедив, что именно эти часы в гаджетах для них пройдут с пользой.
Каникулы кончились, но у Татьяны уже было что нового предложить детям – она продумала двухмесячную программу по съемке и монтажу. Заранее заручившись поддержкой крупных редакций Екатеринбурга, она свозила детей на телеканал «Россия 1», в студию радио «Пилот», а еще создала увлекательную систему мотивации. За успешно выполненное домашнее задание покупает и дает воспитанникам призы, главный – селфи-палка. В «Желтой вороне» есть своя валюта – воронята, в конце учебы каждый ребенок сможет на ярмарке купить что-то на ту сумму воронят, которую успеет накопить.
У Солнечной сегодня дети учатся съемке фото и видео, монтажу, актерскому мастерству, чтобы уверенно держаться перед камерой. Учатся писать и выражать свои мысли, учатся подмечать детали, чтобы создавать контент уникальный, интересный и незаезженный. Помимо воронят под ее крылом 30 юных корреспондентов с 8 до 12 лет в Центре детского творчества, где они изучают азы журналистики.
– Мне важно, чтобы дети были раскрытые, не зажатые, уверенные в себе. Чтобы они спокойно чувствовали себя перед камерой (и перед классом у школьной доски), чтобы не боялись задавать вопросы и умели общаться, – говорит Татьяна. – Я всегда говорю им, что нет неправильных вопросов, кроме тех, которые вы не задали.
Знакомство с миром журналистики не всегда проходит для ребят в зоне комфорта. Недавно получили задание – выйти на улицу и задать прохожим два вопроса. Первый раз ходили вместе с наставником, второй – самостоятельно. Было ли им страшно? Конечно! Но только через такое преодоление возможен настоящий рост, считает Солнечная. А сама она тестировала своих журналистов на умение держаться в кадре и не пасовать перед негативной реакцией спешащих по своим делам людей.
Развод, материнство и откровенно обо всём
Ее брак исчерпал себя через 12 лет. Но это официально, морально – еще раньше. Любой развод – ситуация стрессовая, и этот не исключение, но плюсов для ребенка Татьяна нашла в итоге больше: «Дома появился кислород». А чтобы избавиться от боли и добавить кислорода себе, она обратилась за профессиональной помощью, к психологу. Который и натолкнул на мысль: пиши обо всём открыто, как есть, в соцсетях, тебе нужно именно это. Он был прав – через посты, в которых были и жгучие, и трогательные, и трогающие за душу слова, она постепенно выздоравливала и успокаивалась. Тем более на откровенность люди слетались в личку, как мотыльки на свет: «А у меня…», «А я…». Это была мощная поддержка, а еще – избавление от чувства одиночества.
Сегодня в ее блоге той боли уже нет – отболело, но есть много разных наблюдений, мыслей, историй и переживаний без знака «минус», просто размышления о жизни и рассказы о прожитом дне. Светлым и наполненным благодарностью получился даже пост про недавно случившуюся аварию, после которой и машина не на ходу, и новые заботы, и новые расходы… Приехал поддержать и помочь на место ДТП, кстати, бывший супруг, с которым отношения уже на уровне брат-сестра: не чужие люди, сумевшие простить друг другу обиды.
– Я семейный человек, я парная, мне нужен башмак. Но, конечно, с возрастом выстраивать отношения сложнее... Пока я не встретила своего человека, но верю, что все впереди, – говорит березовчанка. – Понимаю, что мне нужен рядом сильный человек, не инфантильный мальчик.
И с улыбкой добавляет: «Ему будет со мной чуть проще, чем невозможно».
Про отношение с телефоном:
Мой телефон почти всегда на беззвучном режиме – сообщений приходит масса, и в какой-то момент поняла, что сигналы каждую минуту раздражают. И еще у меня правило – с 22:00 до 7:00 я без телефона, это время отдыха.
Про Березовский:
Я до 17 лет жила в Ирбите, потом 11 лет в Екатеринбурге и последние восемь – в Березовском. Когда мы переехали сюда, я привыкала долго: другие люди, всё другое, было ощущение, что вернулась в Ирбит, только с многоэтажками. Все друг друга знают, все здороваются, для меня это было непривычно. Но в какой-то момент я поняла, что в другом месте себя уже и не вижу. Мне в Березовском свободно, легко, меня это место обняло и окутало.
Про сына.
Марат – будущий первоклассник. Сейчас он в ответ на вопрос о будущей профессии отвечает в зависимости от настроения по-разному: мусорщик, который поднимает за всеми бумажки, делая город чистым; строитель – дома у него свое жилище из подушек, и рушить его категорически запрещено; и блогер – ну здесь понятно откуда ноги растут. А мама у него – металлург – так мальчику произносить слово «маркетолог» пока легче.
Из блога Татьяны Солнечной, про аварию:
Спасибо каждому, кто остановился и предложил помощь!
Я стою и реву. Но реву не от того, что машину сейчас в долгий ремонт. Хотя финансово вообще накладно выйдет. Я реву от того, что забыла, что такое просто помощь! Столько сообщений, звонков и столько рук помощи!
Обнимаю каждого!
Второй участник ДТП мне сказала: «Татьяна! А вы известная личность? Столько машин остановилось, и вас все знают?!»
Видимо. Да.
Известная.
Жаль, что сегодня известность такая.