В учреждениях культуры и досуга завершился творческий сезон. Он был насыщен культурными событиями, связанными, в первую очередь, с юбилейной датой в жизни страны – 65-летием Победы. Художественные коллективы города работали в напряженном ритме, с особой ответственностью и самоотдачей. О бережном отношении к культурным традициям и творческому потенциалу, проблемах развития самодеятельного искусства рассказывает Юрий Шубин, заслуженный артист России, художественный руководитель Городского культурно-досугового центра (ГКДЦ). – Юрий Григорьевич, что вам особенно запомнилось в этом сезоне по итогам работы берёзовских самодеятельных коллективов? – Самым значимым, ярким событием года я бы назвал гала-концерт фестиваля «Россия – судьба моя, любовь моя». Прекрасная режиссерская и постановочная работа. Высокое исполнительское мастерство абсолютно всех участников. Я считаю, что мы должны быть благодарны тем, не побоюсь этого слова, носителям культуры, которые после трудового дня тратят время и силы на многочасовые репетиции, жертвуют выходными, оставляют семейные, огородные дела ради концертов.
Замечу, что эта их деятельность не оплачивается, не поощряется материально. Участники самодеятельности тратят свои деньги на дорогу, зачастую и до концертных площадок других городов добираются на перекладных. Художественная самодеятельность – это не бирюльки какие, это та основа, из которой вырастает искусство профессиональное. Сколько звезд эстрады и известных актеров начинали с маленьких кружков и студий!
– Какую проблему вы назвали бы самой актуальной? Что вас, как деятеля культуры с большим стажем, больше всего беспокоит? – Полнейший развал материальной базы культуры в городе за последние 20 лет. Ремонт «Дружбы» – это счастливый случай. Пришел добрый дядя и все сделал. Впрочем, не всё. Ведь кино для многих жителей города остается недосягаемой мечтой. Наконец-то, благодаря новому директору «Современника» Люции Фоатовне Резвановой и депутатам городской думы начался ремонт сцены в ДК. Не дело это в спортивном зале концерты проводить, как было в последнее время.
– Знаете, во время поездки по поселкам с «Солдатским привалом» участникам самодеятельности приходилось выступать прямо на улице – на асфальте, на лужайке. Порой вообще без усилительной аппаратуры. Что, клубов совсем не осталось? Помнится, в 80-е, даже в такой глухомани, как Островное, Октябрьский были клубы. – Сегодня единственной более-менее пригодной для зрелищной и творческой деятельности площадкой является тот же «Современник» – так до конца и не отремонтированный. В поселке Монетный вместо двух прекрасных ДК – остовы зданий. Центр досуга размещен в столовой. Какие уж тут условия! «Уральские посиделки» в Старопышминске репетируют в подвале. Не умеем мы хранить то, что имеем. Взять Дом культуры в Лосином – верх мечты для такого селения. Коллективы есть. Молодежь тусуется. А куда им там больше пойти? Подлатать бы немного здание. Только вовремя. И проблем не было бы. В Сарапулке клуб закрыли, здание разрушается. Если еще школу закроют, что будет? Мы скатились практически на уровень 30-х годов прошлого века, так тогда хоть избы-читальни были.
– То, что у нас появился Дворец молодежи – это здорово. Во многих городах области давно существуют специализированные центры – детские, фольклорные, подростковые, социальные – они работают с конкретной аудиторией или занимаются одним видом творчества. Но ведь берёзовский центр культуры и досуга остался практически без головного здания. – Считаю, что наш ГКДЦ надо реорганизовать. Возможно, что-то в этом направлении делается, но ни с населением, ни с работниками никто не советуется. А пока идет дублирование функций. Это роскошь – иметь такой раздутый штат в период нехватки бюджетных средств. Хочу в связи с этим затронуть еще одну проблему, весьма и весьма деликатную. Речь идет о неуважительном, на мой взгляд, хамском отношении к участникам самодеятельности со стороны директора ГКДЦ Инессы Николаевны Тюсовой. Вы, наверное, слышали о последнем инциденте с хором ветеранов? На митинге 9 мая, когда участники этого коллектива стали подниматься по ступеням, чтобы занять место в сводном хоре, Инесса Николаевна буквально перегородила им путь и не пропустила, заявив, что женщины пришли «не в форме». Люди репетировали, записывались на фонограмму, готовились, шли в приподнятом настроении выступать на празднике. Были они в концертных костюмах. Ни о какой специальной форме никто их не предупреждал. В результате – недоумение зрителей, наблюдавших эту сцену, испорченное настроение, да и весь День Победы. А ведь среди участников есть даже труженики тыла. Весь коллектив хора ветеранов оскорблен и обескуражен. А выговор между тем получил руководитель хора… Александр Ушаков. Как же надо так не любить людей, а, может, и свое дело, чтобы проявлять высокомерие, грубость, пренебрежение.
– Честно говоря, таких примеров я тоже знаю немало. А что за история произошла с «Бабьим летом»? – После успешного выступления в Москве ансамбль «Бабье лето» был приглашен повторно в столицу для выступления на съезде Всероссийского музыкального общества. Причем поездка – и это очень существенно – оплачивалась самим обществом. Тратиться нам не требовалось. Об этом приглашении артисты узнали постфактум, когда сам председатель ВМО лично позвонил концертмейстеру Николаю Федоровичу Чеканову и поинтересовался, почему нет подтверждения на участие. К тому времени, как говорится, «поезд ушел», деньги перераспределили. Березовчане никуда не поехали. А вызов таинственным образом исчез. Есть подозрения и в финансовых нарушениях руководства ГКДЦ. Например, в ансамбле «Русичи» числятся две штатные единицы, которых знающие люди называют «подснежниками». Никто их в глаза не видел. Это солистка Т. Главатских и настройщик О. Анякова. Я писал несколько докладных директору, что они на работу не выходят. Никакой реакции. А росписи в ведомостях появляются.
– Подобные факты принято «хранить в секрете». Человеческий материал – вещь хрупкая. И с творческими людьми надо уметь обходиться очень бережно. Наверное, многие сотрудники хотели бы написать жалобу, но боятся потерять работу. А вы не боитесь, что после выхода этого интервью под вами может «зашататься кресло»? – Нет, не боюсь. Я – березовчанин, и кровно заинтересован, чтобы культура в моем городе развивалась, чтобы в ней работали профессионалы, люди заинтересованные.