События

Акушеры в Берёзовском недоумевают: Россия перешла на мировые стандарты

С января 2012 года в России начали действовать рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения новые медицинские стандарты, которые ужесточают правила прерывания беременности. Нововведение «разрешает» детям рождаться живыми с 22-х недель беременности матери. Ранее этот срок составлял 26 недель. Подавляющее большинство роддомов не готово выхаживать таких малышей.

Фото Юлии Розенфельд: неонатолог Ольга Карнаухова вынуждена наблюдать за новорожденными сбоку – верхняя часть детского инкубатора покрыта множеством трещин и царапин, мешающих прямому обзору.

Родителям не оставили времени подумать

До 2011 года медики рекомендовали второе УЗИ с 23-й недели беременности. Если в этот период выявлялись какие-либо пороки развития ребенка, женщина направлялась в Областной центр планирования семьи и репродукции, где расширенная медицинская комиссия, экспертное УЗИ и медики-генетики окончательно подтверждали или опровергали наличие проблемы.

Если диагноз подтверждался, то супружеской паре назначалась встреча. На ней врачи центра планирования семьи объясняли последствия обнаруженных пороков развития, рассказывали, к чему эти аномалии могут привести, когда ребенок родится.

– После беседы с врачом пара оказывалась перед выбором: либо прервать беременность, что по прежним нормам было возможно до 26 недель, либо всё обдумать и оставить ребенка, – объясняет Константин Таланкин, заведующий родильным отделением Берёзовской центральной городской больницы.

Для окончательного решения у родителей было около трех недель, затем они подписывали документ, подтверждающий ознакомление с предположительным диагнозом ребенка и его последствиями.

Фото Юлии Розенфельд: заведующий родильным отделением Берёзовской ЦГБ Константин Таланкин.

По новым требованиям, вступившим в силу с 1 января 2012 года, прерывать беременность – даже по медицинским показаниям – можно до 21-й недели и шести дней. С 22-й недели вынашивания ребенка наступает срок деторождения. Это означает, что любое прерывание беременности в сроки, превышающие 22 недели, приравнивается к детоубийству, так как ребенок, рожденный после этого срока, считается живорожденным.

Таким образом, если врачи выявляют аномалии развития плода и предлагают прервать беременность по медицинским показаниям, у пары практически не остается времени на раздумывания: услышать мнение родственников, встретиться с теми родителями, кто воспитывает детей с пороками развития.

Матерям предлагали бросить детей

Фото Юлии Розенфельд: Татьяна Мхитарян счастлива, что воспитывает пятого ребенка: несмотря на врожденные пороки развития двухлетний Рома радует родителей ничуть не меньше, чем здоровые братья и сестры. Новые медицинские правила дают больше шансов на рождение особых детей, как Рома.

Ужесточение правил прерывания беременности по медицинским показаниям дает больше шансов на выживание недоношенных детей и рождение малышей с пороками внутриутробного развития.

Березовчанка Татьяна Мхитарян – 43-летняя мама пятерых детей – считает, что новые «сложности» должны охладить так называемый «человеческий фактор» медицинских работников, с которым она столкнулась в своей жизни.

– Когда мне объяснили, что у моего нерожденного сына может быть синдром Дауна, то врачи начали меня прессинговать, – вспоминает события двухлетней давности многодетная мать. – В больнице мне доказывали, что я не знаю, что творю, что обрекаю себя и свою семью на вечные мучения.

Это была ее пятая беременность и березовчанка сразу сказала врачам, чтобы от нее отстали, но из больницы звонили даже домой.

– Внушали мне, что один такой ребенок перечеркнет жизнь всей нашей семьи! – вспоминает Татьяна Борисовна.

Врачи объясняли беременной, что они тоже люди и хотят оградить семью многодетной матери от будущих страданий. В перинатальном центре супругам выдали четкую установку – надо пойти и сделать аборт. Родив четверых детей, чета Мхитарян обрела не только опыт, но и достаточную стрессоустойчивость. Если бы на их месте оказались молодые неопытные родители, вынашивающие первого ребенка, прессинг врачей мог оказаться решающим.

Сейчас Роме Мхитарян почти два года. Вердикт медиков подтвердился, но родители малыша стараются забыть время, когда им приходилось отстаивать рождение Ромы у врачей. Самым сложным психологическим моментом многодетная мама считает непосредственно рождение сына: с медицинской точки зрения роды прошли отлично.

– Когда ребенок родился, я ждала, что его положат мне на живот, – вспоминает день родов Татьяна Борисовна. – Но врачи объявили мне, что у Ромы предположительно синдром Дауна – его оставили лежать на пеленальном столике, как будто это испорченный товар.

Два часа новорожденный оставался один. Его маме, еще лежащей на родильном столе, предложили написать отказную от ребенка. Второй раз медики предложили то же самое, когда Мхитарян перевели в палату. Неонатологи, детский педиатр сообщили многодетной матери, что будет лучше, если она оставит Рому в роддоме. Татьяна Борисовна была непреклонна.

Она спросила, зачем медики говорят ей подобные вещи, и объяснила, как больно слышать эти слова. Мхитарян уверяет, что последовал ответ – врачи обязаны(!) предлагать писать отказную в тех случаях, когда ребенок рождается с патологиями.

С аналогичной «инструкцией» столкнулась и березовчанка Вера Тошева, когда ее почти двухлетнему сыну поставили диагноз аутизм. Внешне малыш отличался от сверстников только тем, что был тихим и не шел на контакт с окружающими. Но когда диагноз подтвердился, детский педиатр неоднократно в грубой форме предлагал молодой маме отдать малыша в детский дом.

Зловещих инструкций не существует?

Неонатолог (врач первых дней жизни ребенка) берёзовского роддома Ольга Карнаухова рассказывает, что никаких инструкций на этот счет у них нет и быть не может. Единственное, что врачи обязаны сделать, это объявить женщине о диагнозе ребенка еще в родовой. А также показать малыша, чтобы роженица удостоверилась, что его не подменили.

– Более того, в тех случаях, когда происходит отказ от ребенка, мы предлагаем, чтобы мать ухаживала за ним то время, пока она сама находится в роддоме, – объясняет врач.

Заведующий роддомом Константин Таланкин тоже опровергает существование каких-либо зловещих инструкций. По его словам, все роженицы с патологиями направляются в институт охраны материнства и младенчества либо в перинатальный центр: уровень местного роддома не позволяет принимать осложненные роды.

В случае выявления пороков развития, любое медицинское действие – взятие пункции или раннее родоразрешение – происходит исключительно по письменному согласию женщины, которое является юридическим документом. Принудить сохранить или прервать беременность никто не имеет права.

– Им объясняют на пальцах, чего предстоит в будущем хлебнуть, как их семье в будущем придется жить, – объясняет Константин Юрьевич. – Никто не прессует, просто всё рассказывают как есть: тем, кто видел, это сделать не сложно. А после того, как всё объясняют, их оставляют в покое, чтобы они приняли решение. Но времени с этого года стало меньше, что поделать: мировые стандарты!

Врачи бессильны перед дитем в полкило

Как рассказывает Константин Таланкин, второе УЗИ будущим мамам теперь назначают начиная с 20 недели, чтобы в случае обнаружения каких-либо пороков успеть провести необходимый цикл процедур. Новые стандарты ужесточают не только срок беременности – 22 недели, но и такие показатели, как вес и рост плода. Ребенок считается живорожденным, если весит 500 граммов и более или достигает в росте 25 см. Раньше вес ограничивал параметр в один килограмм.

Теперь, в случае преждевременного прерывания беременности на 21-й неделе при весе плода, например, 504 грамма, ребенок признается живорожденным. Женщина получит все материальные дотации, полагающиеся при рождении ребенка, а также больничный лист на 156 дней. Медики же любого акушерского отделения, где пройдут подобные роды, обязаны спасать и «выхаживать» новорожденного, независимо от того, сколько такой ребенок проживет: несколько часов или дней.

Эти стандарты утверждены Всемирной организацией здравоохранения и приняты Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Шансы выходить ребенка с критично-малой массой тела приравниваются к 50 процентам, но лишь в том случае, если ребенок появится на свет в лечебных учреждениях пятого уровня.

По словам Константина Юрьевича, подобных учреждений на Свердловскую область всего два: Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества и Областной перинатальный центр. В условиях роддома Берёзовского – финансируемого и, соответственно, оказывающего услуги по третьему уровню – сохранить жизнь такого ребенка практически невозможно.

Кроме юридических нюансов, новые требования усложняют врачам задачу и в тех случаях, когда женщину привозят с угрозой выкидыша на пограничных сроках – 22 недели. Срочное УЗИ должно показать вес ребенка, и если он превышает 500 граммов, то маму отправляют в родовую, а ребенка – пытаются спасти. В большинстве случаев – безуспешно.

Чтобы выходить новорожденного с критичной массой тела, необходима соответствующая дыхательная аппаратура: у рожденных в срок до 26 недель бьется сердце, но не развиты легкие и улучшить ситуацию может только особый «интеллектуальный мягкий» вентилятор. Такие есть только в медучреждениях пятого уровня.

За время прибытия из Екатеринбурга в Берёзовский реанимационного автомобиля, что занимает час и более, 500-граммовый ребенок рискует погибнуть от кислородного голодания.

Врачи нашего роддома единодушно заявляют, что новые стандарты не соответствуют российским реалиям: в берёзовском акушерском отделении для выхаживания критичных новорожденных есть всего два монитора на три инкубатора, один из которых с треснутым стеклом.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22