Алексей Братчиков обвиняется в том, что с помощью поддельного диплома кандидата наук на протяжении 9 лет получал надбавки к должностному окладу.
При устройстве на должность директора школы № 55 в своём резюме Алексей Братчиков написал, что имеет ученые степени кандидата и доктора педагогических наук, а также магистра экономики. Проверка показала, что такие документы Братчикову никогда не выдавались, но на протяжении 9 лет он получал надбавку к основному окладу за учёную степень. На прошлой неделе, 6 октября, Березовский городской суд начал рассмотрение уголовного дела, возбуждённого в отношении Братчикова за мошенничество и подделку документов.
Алексей Братчиков личность в городе известная, в разные годы он возглавлял школы № 9 и № 55, несколько лет был начальником управления образования и – недолго – заместителем главы города по социальным вопросам, был депутатом Думы Березовского городского округа пятого созыва, в настоящее время является членом Общественной палаты Березовского. В 2012 году он устроился в школу № 2 заместителем директора и учителем русского языка и литературы. А в 2014 году были внесены изменения в Положение об оплате труда, которые давали возможность получать прибавку к окладу в размере 20 процентов за учётную степень.
По версии следствия, в 2014 году, будучи заместителем директора школы № 2, Алексей Братчиков предоставил «заведомо поддельный официальный документ, а именно копию диплома кандидата наук» от 18 июля 2003 года, чтобы иметь возможность получать надбавку к заработной плате. В общей сложности с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2022 года в школе № 2 Братчикову было дополнительно выплачено 278 869 рублей в качестве надбавки за учёную степень.
Аналогичная история повторилась и в период, когда Алексей Братчиков работал директором школы № 55 и имел педагогическую нагрузку 10 часов в неделю – он вёл уроки и получал ежемесячную доплату за учёную степень в размере 20 процентов от основного оклада учителя – всего за два неполных года надбавка составила 8979 рублей.
Как позже выяснила экспертиза, документ, которым располагал Братчиков, был изготовлен способом электрофотографии и «полностью воспроизводил информацию подлинного документа и все его внешние признаки». То есть данный документ действительно выдавался Уральским государственным педуниверситетом в 2003 году, но иному лицу.
Как рассказала в суде начальница управления образования Наталья Иванова, в октябре 2021 года Алексей Братчиков был назначен директором тогда ещё строящейся школы № 55. Он подходил на эту должность, так как имел диплом об образовании и документ о переподготовке по специальности «Менеджмент в образовании».
– В резюме, которое предоставил Алексей Вячеславович, было указано, что он кандидат наук, доктор наук, но документы никакие не были представлены. Мы их не запрашивали, потому что при назначении на должность достаточно было диплома об образовании и документа о переподготовке. Через год, когда школа уже была введена в эксплуатацию, была переаттестация на должность руководителя, где также фигурировало то, что он является кандидатом наук, доктором наук и ещё у него имеется диплом магистра экономики Университета экономики при правительстве Российской Федерации. Потом эти документы были представлены в виде копий, – рассказала Наталья Владимировна.
Управление образования запросило подлинники дипломов, но они работником предоставлены не были. Достоверность документов попытались проверить в Федеральном реестре документов об образовании (ФИС ФРДО) – там данных ни по одному из указанных дипломов найдено не было. Тогда Иванова назначила служебную проверку. В министерство высшего образования и науки были отправлены запросы для подтверждения дипломов кандидата и доктора наук. Оттуда пришёл ответ, что такие документы Братчикову не выдавались. Университет экономики ответил, что указанный диплом магистра выдавался другому лицу.
– После этого я попросила Алексея Вячеславовича к себе. Не сразу, потому что для меня это тоже был непростой вопрос, я переживала, готовилась к разговору. Я показала ответы, уведомила его, что в течение двух дней он должен мне написать объяснительную записку. Он согласился, – рассказала Наталья Иванова. – На следующий день Алексей Вячеславович принёс мне объяснительную записку, где написал о том, что он совершил ошибку. И написал заявление на отпуск с последующим увольнением.
На сегодняшний день все деньги, выплаченные Братчикову за учёную степень, добровольно возвращены им в областной бюджет.
Как рассказала в суде директор школы № 2 Светлана Колпакова, оригинал документа об образовании предоставляется работодателю один раз, в планово-экономический отдел попадают только их копии. При этом копия не является документом, на основании которого можно производить выплаты.
– Если говорить о документе, который вас интересует, то была ксерокопия. Я, конечно, понимаю, что это моя вина, но у меня не было оснований не доверять Алексею Вячеславовичу, потому что он был начальником управления образования и пришел к нам из администрации (где работал заместителем главы по социальным вопросам – прим. ред). Я надеялась, что там все документы проверены, – объяснила Светлана Колпакова.
В ходе судебного заседания были скрупулёзно, до копейки, посчитаны суммы выплат за учёную степень за каждый месяц и год. В среднем, имея «диплом» кандидата наук, Братчиков получал доплату в размере 2-3 тысяч рублей в зависимости от педагогической нагрузки.
Также в ходе судебного следствия было установлено, что из суммы не был вычтен НДФЛ, а значит, на руки Алексей Вячеславович получил меньше той суммы, которую ему вменили и которую он в настоящий момент вернул в областной бюджет.
На вопрос судьи о том, признает ли подсудимый свою вину в инкриминируемых ему преступлениях, Братчиков ответил, что полностью признает вину по статье «Мошенничество», но с обвинением в подделке документов не согласен.
Несмотря на предъявленные обвинения, все свидетели, опрошенные в суде по его делу, охарактеризовали Алексея Вячеславовича только с положительной стороны.
– Как личность, как работника я его очень положительно характеризую. Это очень профессиональный педагог, очень хороший организатор, структурированный, работоспособный, у меня только положительные отзывы. Я до сих пор не понимаю, в чем была причина – у него было призвание, он хороший учитель. У него всегда была хорошая зарплата, – отметила начальница управления образования Наталья Иванова.
– Мы все понимали, что у него есть ученая степень, мы были уверены, потому что Алексей Вячеславович действительно соответствовал уровню и образования и методической работы. Он очень много работал начальником управления образования, все прекрасно видели, что у него очень высокий уровень [профессионализма], поэтому у нас не было никаких сомнений, – отозвалась о своем бывшем подчинённом Светлана Колпакова. – Он всегда сотрудничал с высшими профессиональными организациями по роду деятельности. Он очень тесно работал с министерством образования, поэтому у нас не возникало мысли.
Рассмотрение дела отложено до 23 октября.