Берёзовский хореографический ансамбль «Эдельвейс» празднует 30 лет со дня основания.
За каждым прыжком, поворотом головы в танце, взаимодействием с «коллегами» на сцене, подбором реквизита и выбором костюмов стоит много лет непрерывной ежедневной работы. За все время существования одного из самых узнаваемых коллективов Березовского, рассказывают руководители ансамбля Ирина и Юлия Пыховы, немало всего произошло. Хорошее, конечно, доминирует.
Тернистая история
Если бы Ирина Пыхова вела отсчет с самого начала своей творческой деятельности, выходило бы все 40 лет, ведь 10 лет до начала своей студии она преподавала бальные танцы. Но пять латиноамериканских и пять европейских танцев не дают фантазии руководителя разыграться на полную катушку. Именно поэтому с бальных Ирина Борисовна перешла на преподавание по другим направлениям. Было это 30 лет назад.
– Сначала была открыта просто студия. Меня пригласили в дворовый клуб, и на его базе я набрала местных мальчишек и девчонок. Помещение было маленькое, в два раза меньше, чем у нас есть сейчас, – вспоминает Ирина Борисовна.
Стены стали тесны ей буквально через полгода, и тогда будущий руководитель ансамбля «Эдельвейс» пришла в управление культуры и к директору музыкальной школы Людмиле Ярынич с предложением открыть на базе школы отделение хореографии. Получила абсолютную поддержку – тогда и открылось новое отделение с четырьмя преподавателями хореографии, преподавателем музыкальной грамоты и концертмейстером. Базировалось отделение хореографии в бывшем дворце культуры им. Кирова около Исторического сквера.
Через четыре года ДК был закрыт, произошло разделение на две школы искусств: музыкальная школа стала школой искусств № 1, а в здании бывшего Горкома КПСС открылась школа искусств № 2. Ансамбль «Эдельвейс» переехал в здание школы искусств № 1, где базировался до 2015 года.
Сейчас Ирина и Юлия Пыховы, смеясь, уточняют: вообще-то ансамблю 31 год, если считать по календарным годам: «Эдельвейс» родился в сентябре 1992 года. Но, как в системе образования учителя считают учебные года, так и в сфере искусства ориентируются на творческие сезоны – и в творческом сезоне 2022-2023 «Эдельвейс» как раз и отмечает юбилейные 30 лет. А что касается сентября, то юбилей очень неудобно праздновать после летних каникул. Ты собираешь с силами своих учеников, после лета приводишь мозги и тело в порядок, потом глядишь – уже и Новый год!
– Да и потом, хочется новых, свежих номеров к тем, что были подготовлены в предыдущем году. Поэтому, не выходя за границы творческого сезона, мы перенесли дату юбилея поближе к любимому нами международному дню танца – 29 апреля, – объясняют преподаватели хореографического ансамбля.
У «Эдельвейса» никогда не было званий, да они к этому и не стремились. Как говорят преподаватели: «Лучше мы будем образцово танцевать, чем просто так называться».
Сложности и доля удачи
Сложностей с руководством ансамблем много, Ирина Борисовна этого и не скрывает.
– Что такое – создать ансамбль? Это каждый раз доказывать, что ты чего-то стоишь, совершенствоваться, стремиться куда-то. Сложности были, потому что всегда трудно начинать. Они есть сейчас и будут дальше. Но нам очень повезло, у нас очень большая команда поддержки в лице наших детей и их родителей, – отмечает руководитель.
Еще до того, как дочь закончила учебу и начала работать в ансамбле, говорит Ирина Пыхова, ей везло, потому что у нее всегда были самые замечательные родители воспитанников и огромная поддержка. А уж после того, как Юлия Александровна присоединилась к числу руководителей, а ансамбль переехал в собственную студию на Гагарина, 21, вовсе началась новая страничка в жизни коллектива. К примеру, стало больше преподавателей, а набор талантливых детей происходит теперь раз в год. Появилась последовательность – то, о чем Ирина Борисовна мечтала всю свою жизнь.
На вопрос о том, насколько сложно было переехать в новое помещение, Ирина Пыхова смеется: «Технически было несложно, только костюмы перевезти!».
За этими словами стоит колоссальный труд длиною в 2,5 месяца восемь лет назад. Еще в 90-е годы ее посещала мысль открыть свое, но тогда просто-напросто не было возможности. Но всегда мысль, которая закралась однажды, рано или поздно прорывается, нужно только получить импульс извне, чтобы ты сказал себе: «Все! Пора круто развернуть свою жизнь в другую сторону».
Ирина Борисовна начала реализовывать свою мысль восемь лет назад. За два летних каникулярных месяца ей нужно было создать свою студию с нуля. Закипела работа 24 на 7 – найти идеальное помещение, сделать ремонт, заказать мебель. В поисках одного только помещения руководитель ансамбля «Эдельвейс» шерстила Берёзовский целый месяц. Затем с разрешения управляющей компании переделывали вход (раньше он вел прямо в один из залов для занятий), занимались оборудованием и планированием. А к 25 августа, ко дню открытия, набрали новые группы.
– Такой кайф, что мы тут одни, сами себе хозяева! – восклицает Юлия Пыхова.
Но мало открыть свое. Нужно еще и удержать. А чтобы удержать, нужно не только быть творческим, но и логически мыслящим человеком: думать о зарплатах сотрудникам, не забывать об аренде помещения, зарабатывать на лето, когда педагоги и дети уходят на каникулы. Приходится решать много хозяйственных вопросов. Отложить деньги на бумажные полотенца и непредвиденный вызов сантехника – мелочь, но очень необходимая.
– Для меня это было как для предпринимателя ново, я не знала вообще, с чего начать. Первый год я только набивала шишки и платила штрафы, поэтому это очень сложно, – признается Ирина Борисовна.
Если говорить про творчество, то в коллективе, как замечает Ирина Пыхова, остаются люди, которые понимают, что танцы – это сложное искусство. Надо понять каждой клеточкой, что красота, которая на сцене, не дается просто так. Ты через пот, боль, слезы проходишь и улыбаешься зрителю заслуженной и гордой улыбкой.
К слову, это единственная частная студия в Берёзовском, имеющая собственный профессиональный ансамбль. Тут встает вопрос об оплате детьми занятий и сопутствующих расходов. Обычная математика: допустим, один урок стоит 5 рублей, ребенок ходит два раза в неделю по часу, платит свои 5 рублей. Но когда ребенок начинает ходить 5 раз в неделю и занимается уже 3-4 академических часа, то если умножить все это на 5 рублей – получатся астрономические цифры. Такие суммы брать с детей и их родителей уже неадекватно.
– На те же часы, что мы занимаемся с ансамблем, можно было бы набрать семь групп по два раза в неделю, брать деньги за уроки и жить прекрасно. Но если бы мы так поступали, тогда об искусстве не шло бы и речи. В этом тоже есть определенная сложность, – объясняет Юлия Александровна.
– Но у нас даже не стояло выбора, ансамбль или группы детей. Конечно ансамбль, наше детище, которое с нами уже 30 лет. Когда мне говорят: «Вы столько денег зарабатываете!», меня это обижает. Люди не понимают, что это такое – содержать свой ансамбль, – дополняет Ирина Борисовна.
«Эдельвейс» сейчас
Сейчас в состав хореографического ансамбля «Эдельвейс» входит 96 человек: «Как раз подсчитали к юбилею». Все это – дети с 1 по 7 классы плюс определенное количество выпускников разных лет, которые не покидают ансамбль до сих пор. В студии же (а нужно разделять профессиональный ансамбль и студию танца) занимается около 160-170 ребят.
– Мы разделяем эту историю, потому что не все, кто занимается в студии, являются участниками профессионального ансамбля. У нас есть и уличные танцы, и подготовительные классы, куда ходят маленькие дети, которые приходят к нам с 3,5 лет и до 6 лет посещают занятия. На этом этапе идет достаточно большой отсев. И если ребенок прошел 2-3 года подготовительных классов, он и его родители поняли за это время, что им с нами по пути, а мы их рекомендуем к обучению в ансамбле, то они вступают в ряды «Эдельвейса», – делится Юлия Пыхова.
Сейчас в ансамбле помимо выпускников остались только дети, которые были приняты тогда в самый первый набор по новому адресу восемь лет назад. У всех были разные пути, какими они попали в дружный коллектив, но все непременно дорожат знакомством и участием. Рассказы детей удивили педагогов: даже если долго живешь с человеком, постоянно ошибаешься, что знаешь его на 100 процентов.
– Лично я захотел сам. Сестра тогда ходила в ДЮСШ, занималась у Ирины Борисовны. И в какой-то момент мне тоже захотелось. Я пошел проситься к маме, сказал: «Давай сходим!». Это была весна, а осенью мы пошли записываться, – поделился Роман Степаненко.
– А мне сначала предложили родители, но все же начинается именно с желания. Я походила несколько раз и была очень удивлена! Для меня это вообще был как будто новый мир! Я заводила новые знакомства, друзей, мое желание с каждым разом становилось все больше. Я пришла сама, это был самый первый класс, – рассказала Валерия Палкина.
Не для всех детей дорога в ансамбль была прямой. Так, Лидия Зырянова пришла в ансамбль из другого коллектива, где ей, по ее словам, не нравилось отношение руководителей к воспитанникам.
– После этого мама предложила мне: «Новый учебный год, я не собираюсь тебя оставлять без занятий! Давай сходим и попробуем!». А я после старого коллектива не горела желанием куда-то идти, очень долго сопротивлялась. Пришла на пробу, меня взяли, но сначала ничего не менялось, ходила недели две с желанием уйти, боялась, что будет точно такая же ситуация. Но со временем поняла, что относятся здесь гораздо лучше, желание возросло, и теперь я чувствую себя здесь как дома, как в семье. Здесь ты всех любишь, здесь тебя поддержат, и ты поддержишь. Желание до сих пор большое: идти и развиваться дальше, – описала девушка.
Перфоманс и чемпионы России
«Эдельвейс» не балует себя поездками на различные конкурсы, но тем не менее выделяет самые знаковые для себя. Самым первым в топе стоит Чемпионат России по народным танцам в Москве, для них это самый высококлассный конкурс. На Чемпионате танцоры побывали в 2015-м, 2016-м, 2018-м, в январе 2023 года. И с четвертого раза они стали чемпионами России по народно-сценическому танцу. В 2007 году, вспоминает Юлия Александровна, они привезли Гран-при с международного конкурса во Франции. Тогда они впервые выехали за рубеж. Из местных конкурсов – «Звездный дождь», профессиональный конкурс с высоким уровнем организации: можно и мастер-классы пройти, и круглый стол посетить, и индивидуально пообщаться с жюри.
– Но мы не гонимся за конкурсами в том плане, что «нужно обязательно раз в месяц съездить на соревнования!». Мы ездим для своего удовольствия, когда и как хотим, показываем себя. А уж отрепетировать на конкурсе новые, свежие произведения – милое дело! Нам самое главное – показать детей, услышать мнение родителей как первых наших зрителей, узнать мнение жюри как профессионалов, – уточняют руководители ансамбля.
Интересный факт: при таком отношении к конкурсам они могут позволить себе выбирать, знают все сцены Екатеринбурга: «Так, здесь сцена маленькая, мы туда не поедем! А вот там классная сцена, туда – пожалуйста!». И не раз бывало такое, что приезжают обкатать номера… и берут Гран-при! Классно, приятно и круто получать высшую награду, но ансамбль «Эдельвейс» считает, что в первую очередь нужно находить удовольствие в процессе и подготовки номера, и самого выступления.
Помимо конкурсных выступлений на соревнованиях детям и руководителям важно участвовать в мастер-классах по разным видам танца, особенно от маститых танцоров, например, от артистов ансамбля Моисеева. А еще они участвуют в различных фестивалях. Прошлым летом воспитанники съездили на образовательный фестиваль «Young & Contemporary» в Питер и поставили перфоманс с ведущими хореографами страны.
Юбилейные 30 лет в «Современнике»
Цифры на афишах говорят сами за себя. Они идут красной линией через всю историю: 30 лет – это веха. Ирина Борисовна даже не может понять, как эти 30 лет прошли так быстро!
Юбилейный концерт хореографического ансамбля «Эдельвейс» будет проходить в ДК «Современник». Артисты и преподаватели признаются, что полюбили эту сцену, пусть она для танцоров и очень коварная.
– Со стороны зрителя она очень красивая, шикарная, сцену видно с любой точки, как на ладони! Но со стороны артистов она не совсем удобная. Во-первых, она не квадратная. А во-вторых, счастье артиста, когда для выхода на сцену есть, где разбежаться, а в «Современнике» такого нет. Но мы все равно полюбили эту сцену, потому что там, например, очень милый спуск полукругом. Мы его уже обыгрывали не раз, это создает очень домашнюю обстановку, – объясняет Ирина Борисовна.
Ансамбль приглашает на свой юбилей березовчан. Танцоры покажут, насколько они выросли за прошедшие пять лет с юбилея в екатеринбургском Дворце молодежи, представят новые постановки и докажут, что не зря получили звание «Чемпионы России».
– Подходим к этой дате с дрожью. Казалось бы, я только вчера окончила училище культуры и Челябинскую академию, а в конце апреля нам уже 30 лет! – до сих пор не верится Ирине Пыховой. – Это жизнь самостоятельная, очень сложная. Она стоит дорого, но того, что есть и будет, она точно стоит!
Концерт состоится 28 апреля в 19:00 и 30 апреля в 17:00 в концертном зале ДК «Современник». Цена билета – 600 рублей. Билеты можно приобрести по адресам:
- Хореографическая студия «Эдельвейс» (Гагарина, 21);
- Дворец молодежи (Театральная, 7);
- ДК «Современник» (НБП, Академика Королева, 1Б).
Дополнительная информация по телефону: 8-922-115-99-17.