Эту пару объединяет не только любовь друг к другу, но и к путешествиям. 30-летние Анна Горштейн и Никита Горчаков называют себя автомобильными туристами: быть в дороге, рассматривая пролетающие за окном пейзажи – одно из любимых удовольствий.
Когда в конце июля у них выдалась свободная неделя, они даже не вспомнили про море: жариться на солнце – не их формат. Махнули на Алтай, как и в прошлом году. И уже сейчас знают, что обязательно туда вернутся.
Анна Горштейн и Никита Горчаков:
– У нас не было споров на тему того, куда ехать. Мы влюбились в Алтай с того момента, как побывали там впервые. Без автомобиля там скучно: это такие места, куда нужно добираться на своем транспорте.
Это наша вторая совместная поездка на Алтай, и мы уже знали примерный бюджет путешествия, к тому же очень захотелось обновить впечатления. Ехать в том направлении – значит, ехать через одни и те же места. Но был у нас и новый пунктик – доехать по Чуйскому тракту до границы с Монголией.
В среднем за путешествие пробег нашей «Тойота Королла» увеличился на 6, 5 тысяч километров с пробегом по Новосибирску, учитывая, что мы приезжали в домик только на ночлег – постоянно двигались.
Путь до Алтая – это 2, 5 тысячи километров – мы начали с поездки из Берёзовского до Новосибирска. И больше этой ошибки мы не сделаем: 20 часов непрерывного пути, не считая времени на заправку авто или перекуса – это сложно. В прошлом году мы останавливались на ночевку в Омске, но он нам совсем не понравился: темно, дороги разбитые. Он похож на большую деревню.
Дороги в той стороне даже не хорошие – идеальные. Мы встречали пару кемеровчан, так они шутили, что мы приехали из Екатеринбурга посмотреть на хорошие дороги.
Новосибирск
От Тюмени до Омска – однообразный пейзаж, привычный нашему взгляду. Ничего не происходит, и можно поспать. Дорога достаточно пустынная, много кругового движения.
В Новосибирске мы провели день – сняли квартиру на сутки. Местный зоопарк – обязателен к посещению. Поход туда может стать приключением целого дня – площади впечатляют. Многие животные находятся в просторных вольерах либо просто свободно гуляют по территории, например, кенгуру. Сейчас там открыли и дельфинарий.
Новосибирск запомнился нам как город с «бешеными» водителями. Водят в городе более самоуверенно, дерзко, чем в Екатеринбурге. Там три полосы в каждую сторону – норма, водители привыкли к широким дорогам, и пять авто перед светофором для них уже пробка. Если замешкался – будь готов к тому, что кто-то за тобой резко перестроится без включения поворотников.
От Новосибирска до республики Алтай, минуя Алтайский край, добираться сравнительно недолго – около восьми часов. После столицы Сибири пейзажи резко меняются. Равнины, поля с подсолнухами и кукурузой, обилием зелени резко сменяются горами, как только заезжаешь в республику. За три часа пути меняешь равнину на горный серпантин, и когда это видишь впервые, эффект потрясающий.
Остановились мы в Чемальском районе. Это туристическое место, где сконцентрированы базы отдыха и легко найти ночлег. Бронировали через «букинг», там достаточно много вариантов, но можно приехать и просто так: даже в деревеньке на полтора домика один обязательно будет сдаваться. Сервис там отличается от того, к которому мы привыкли: все просто, незатейливо. Конечно, есть и респектабельные базы отдыха, они дороже.
Ночь в гостевом домике может стоить от 500 рублей. Мы платили за номер с двумя кроватями, санузлом 2000 в сутки. На территории есть баня, мангальная зона, бассейн, бильярд. Нам обещали, что в баню можно сходить бесплатно в свободное от брони время, но на деле она всегда «забронирована». Для тех, кто любит быть ближе к природе и берет с собой палатки, есть места для кемпингов.
Поселок, в котором мы жили, называется Узнезя. В прошлом году мы останавливались в Чемале. С погодой нам повезло: солнце, жара, ниже 27 градусов не было, а утренний дождь, который пару раз шел, мы проспали. Домой вернулись загоревшие. Туристов в это время очень много, в том числе иностранцев. Большинство автомобилей с сибирскими номерами, земляков почти не встречали.
Чемальский тракт – это удивительные виды. Все достопримечательности доступны, хотя местные жители берут плату за вход, например, в «долину духов» – 200 рублей с человека. Если приехать вечером или рано утром, есть шанс попасть туда бесплатно.
Чуйский тракт – это серпантины, перевалы, в которые невозможно не влюбиться. Чтобы посмотреть места, которые встречаются на пути, лучше планировать время так, чтобы провести в дороге больше одного дня. Вот автомобиль поднимается в гору на Семенском перевале, скорость – не более 80 километров в час. Иногда автомобили сходят с дистанции – не справляются. Из практичных советов: наверху сувениры можно купить дешевле, чем внизу: чем выше горы, тем ниже цены. Из Алтая везут вещи из верблюжьей шерсти и кожи (сувениры соседки Монголии), мед, травяной чай, медовуху, комус. Очень развито на Алтае производство молочных продуктов, само молоко отличается по вкусу от того, к чему привыкли мы.
На Алтае своеобразная кухня. В одном кафе – по типу нашей «Вилки Ложки» – можно брать на поднос все, что захочется. Подходишь с подносом к блюдам – и не понимаешь, что это вообще такое. Местные жители на русском не говорят, объяснить никто не может. Но было вкусно. Попробовали, например, шарики, скатанные из сыра и орехов. Мы не запомнили, как они называются.
Голодным не останешься, магазинов и кафешек достаточно. Сетевой супермаркет – «Мария РА». Мы сделали вывод, что покупки в магазине лучше делать в первой половине дня, вечером там сложно даже с самыми необходимыми продуктами – туристы опустошают витрины.
На Чуйском тракте пасется много коров, баранов, ближе к монгольской границе – верблюдов. Нужно быть готовым к тому, что за поворотом на дороге может стоять животное. В условиях серпантина ехали достаточно медленно – освещены только поселки, поэтому мы были осторожны. Местные обгоняют – ощущение такое, что им раздают запасные жизни.
Из интернета мы узнали о канатной дороге в селе Манжерок на гору Синюха и решили поверить рекламе и отзывам. Если в Сочи закрытые кабинки, то в Манжероке – открытые четырехместные диванчики. Канатная дорога обошлась нам из всех развлечений дороже всего – 490 рублей.
Банковские карты в путешествии могут не пригодиться: безналом мы расплачивались в основном на заправках. Поэтому нужно запастить наличностью. Заправочные станции – «Лукойл», «Газпром», местные сети. На бензин у нас ушло 20 тысяч рублей, на жилье – около 30 тысяч.
Советы от Анны и Никиты: что стоит посетить
Че-чкыш, долина духов
«Долина горных духов» – такое красивое название дали туристы и экскурсоводы урочище Че-чкыш. Также, в «Долине горных духов» есть шикарная смотровая площадка с видом на долину реки Катунь. С нее просматривается вся панорама реки и окружающей природы. Хорошо виден и небольшой остров на Катуни, который по форме очень напоминает овал или, как говорят туристы, яйцо. Легкость доступа и красота природы сделали это место очень популярным. В «Долину горных духов» проводится множество экскурсий.
Чемальская ГЭС
Чемальская ГЭС находится на реке Чемал, недалеко от места ее впадения в Катунь. Летом около «водохранилища» работают различные аттракционы – колесо обозрения, водные горки, детский батут. У плотины ГЭС работает парк экстремальных развлечений. Еще из развлечений – аттракцион аттракцион «тарзанка», горный экстремальный спуск, веревочный парк. Проход на саму плотину платный.
Моторафтинг
На стрелке Чемала и Катуни предлагается моторафтинг – проход по- и против течения Катуни на лодке с мотором. Ускоренный вариант сплава.
Каракольские озёра
Считаются одной из жемчужин природы республики. Каракольские озера – группа из семи водоемов, расположенных на склоне хребта Иолго. Из села Чемал до базы отдыха «Каракольские озера» организуют трансфер. На транспорте (УАЗ либо ГАЗ-66) можно преодолеть порядка 20-25 километров, а вот остальной путь (примерно 5-7 километров до озера) – пешком: автомобильной дороги в этой местности нет.
Село Усть-Сема
Вблизи села Усть-Сема находятся Катунские ванночки – скалистые образования с комфортной для купания температурой воды. Другая ближайшая достопримечательность – Камышлинский водопад.
Перевал Чике-Таман
Один из красивейших перевалов Горного Алтая. Легкодоступный, полностью асфальтированный, со смотровой площадкой на вершине. Высота перевала 1295 м, подъём, спуск – 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка.
Курайская степь
Эта большая межгорная котловина шириной около 20 км находится на высоте 1500-1600 м над уровнем моря. Равнинная, напоминающая пустынные просторы местность с двух сторон упирается в горные хребты – Северо-Чуйский и Курайский. Панорама заснеженных вершин Северо-Чуйского хребта впечатляет.
Кош-Агачский район
Чуйский тракт, соединяющий Алтай с Монголией, пересекает Кош-Агачский район в его северной части. Это единственная в районе дорога с твердым покрытием. Район имеет границы с Монголией, Китаем и Казахстаном. Флора и фауна Кош-Агачского района отличается большим количеством редких видов. Более 20 видов растений занесено в Красную книгу Республики Алтай.
- Чуйский тракт идет до государственной границы с Монголией. Протяжённость автомагистрали около 968 километров.
- Чемальский тракт – вторая по значимости автомагистраль Горного Алтая после Чуйского тракта и, по сути, является его ответвлением. Автодорога следует вдоль берега Катуни и открывает путь к большому количеству туристических баз и достопримечательностей, некоторые из которых стали настоящей визитной карточкой Алтая.
- Комус – разновидность варгана, язычкового музыкального инструмента. Под разными названиями подобный инструмент встречается у многих народов мира. На территории России данный инструмент встречается в Якутии и Туве, Башкирии и на Алтае. При игре комус прижимают к губам, а ротовая полость служит резонатором. Используя разнообразные приемы дыхания и артикуляции, можно менять характер звука, создавая волшебные мелодии. Комус считается женским инструментом.