Истории

«В России таких детей на цепи держат»: русская няня месяц прожила в китайской семье

Фото: © Наталия Коршунова

«Зато есть что вспомнить». Наталия Коршунова пока не решила, в какой пропорции она приобрела или потеряла в этой заграничной рабочей поездке, но небольшое путешествие в Китай стало для нее и открытием, и откровением, местами – настоящим культурным шоком.

Впечатлений – море, и долго еще будет о чем рассказать друзьям и знакомым… Мы решили расширить этот круг и дали слово Наталье Владимировне здесь, на странице в газете. Вряд ли кто из наших читателей соберется работать в китайской семье няней, поэтому рассказ нашей героини далёк от обычных туристских отзывов. И тем уникален.

– В 1996 году я окончила журфак УрГУ, более десяти лет работала в журналистике в разных изданиях, выпускала свой журнал и программу на телевидении. Но параллельно меня всегда тянуло к детям: в школе училась в педклассе, работала в детском саду, в студенчестве окончила школу гувернеров. На заре появления мини-садиков нашла себя в этой сфере: несколько лет у меня работало четыре таких детских дошкольных заведения домашнего типа. Закрыла, когда конкуренция ужесточилась, да и государство стало достаточно хорошо обеспечивать детей садиками.

Тогда я обратилась в агентство по подбору домашнего персонала и пошла работать няней в семью. Чтобы быть в курсе последних достижений педагогики, дополнительно окончила курсы «Воспитание ребенка от 0 до 5». Опыт работы с детьми большой, возраст тоже подходил: в няни часто ищут женщин от 40 до 50, а спрос на надежного помощника в помощь маме в Екатеринбурге достаточно большой.

Реклама «Гостовского» мороженого в «Русском парке»

За два года я успела поработать в нескольких семьях, в том числе с грудничками, а когда очередной малыш подрос, начала искать новую семью. В принципе, рассматривала предложения по работе и в других городах. Предполагалось – Москва. Но мне предложили другую заявку: китайская семья ждет русскую няню, чтобы она обучила девочку русскому языку. Ее папа десять лет жил и работал в Санкт-Петербурге, по-русски говорит и понимает. И я решилась. Это было в конце апреля.

Вылет сильно отложился: делался загранпаспорт, оформлялось приглашение для получения в дальнейшем рабочей визы. Опасения, конечно, были, но мы общались с отцом девочки по скайпу, он был настроен доброжелательно. Правда, в агентстве я пыталась добиться большей определенности: график работы, конкретные обязанности... Там отмахивались: тебя ждут, лети, на месте разберешься.

Зарплату мне пообещали 800 долларов. Это не очень много, но на тот момент казалось, что плюсов больше, чем минусов: питание и проживание включено плюс возможность посмотреть другую страну изнутри. Когда еще будет такая возможность?

Так я оказалась в Тяньцзине – северокитайском портовом мегаполисе, расположенном в 130 км от Пекина. Встретили меня хорошо, бытовые условия сначала тоже понравились – новая квартира на берегу моря, хорошая мебель и техника, маленькая, но отдельная комната. Но почти сразу же начались и трудности – этап знакомства и адаптации просто выпал: уже с утра мы поехали «на работу» к родителям. У них бизнес – так называемый «Русский парк».

Это расположенный на достаточно большой территории островок русской культуры, к которой китайцы имеют большой интерес. Чего там только нет: магазины сувениров, оружия и конфет, собственная пекарня, кафе и рестораны с блюдами русской и украинской кухни, песни и пляски наших артистов... Ну и главное украшение парка – советский авианосец «Киев».

В «Русском парке». Одна булка хлеба в этой пекарне стоит 700 рублей в пересчете на наши деньги

Мама сразу ушла по делам, а я осталась с девочкой, пытаясь не упустить ее из вида в огромной толпе. Янчи (год и восемь) оказалась на редкость подвижной и активной. Добавьте к этому, что мы не успели познакомиться, привыкнуть, понять и принять друг друга. Абсолютно чужой для нее человек. Чужой и другой язык.

Меня тоже шокировали многие моменты: нет нормального питания – персонал парка, знакомые, родственники просто подкармливают ее на ходу всем, чем не лень. Нет нормального сна. Нет автокресла в машине – во время поездки ребенок просто предоставлен сам себе и заботам окружающих, и при этом он умудряется еще все время что-нибудь кушать, попутно вытирая жирные (или сладкие) руки об окружающих.

Изначально мы договаривались, что я занимаюсь только ребенком, не готовлю и не убираю. Но уже утром оказалось, что семья ждет от меня завтрака. Глава семейства стал мне объяснять: живете в семье, значит, делаете по дому все. Думаю, это непонимание – недоработка агентства, которое пренебрегло моими вопросами. Я им звонила несколько раз, но что они могли сделать по факту? А круг обязанностей все рос и рос. Готовить стала жена, но в основном они заказывают еду домой либо обедают или ужинают в ресторанах и ресторанчиках, а также прочих заведениях общепита, которых в Китае – море, на каждом шагу. Утром встать и поехать завтракать в кафе? Для них это норма. При этом едят много и очень разнообразно, а оставшиеся блюда уносят с собой – для этого всегда предусмотрена специальная упаковка или пакеты.

За месяц я не видела ни одного повторяющегося блюда. Основа рациона: морепродукты, овощи и фрукты, мясо. В моей семье ели колбасу, сыр и даже хлеб, хотя это не типично. Однажды я хотела взять яйцо, но хозяин меня опередил: он сам разбил его и показал внутренности – с цыпленком в оболочке. Есть мне перехотелось.

Риса тоже много, но в разных сочетаниях. Например, в обычный вареный рис добавляют огурец, морковь, колбасу, лук, креветки и соус. Получается очень неплохо. Местный горох жарят прямо в стручках, и это тоже вкусно. Творога в Китае нет, майонез невкусный, зато йогурт – пальчики оближешь. Местные роллы мне не понравились – наши лучше.

Кликай на баннер, чтобы посмотреть всю информацию

Домой они приносили еще живых крабов и прочую шевелящуюся живность, все это замораживали. В некоторых кафе – круглые столики, которые вращаются по кругу. В центре стола – большая посудина на огне, на которой прямо тут же тушится мясо или готовится рыба. Я боялась наткнуться на собачатину, но меня успокоили: собак едят мало и в очень дорогих ресторанах. Для меня съедобным было далеко не все.

Китайцы – очень веселый, шумный и общительный народ. У нас дома всегда было многолюдно. Не успевала закрыться дверь за одними, как уже заходили другие гости: друзья, родственники, коллеги. Меня это не радовало: много едят, много разговаривают, много курят и пьют. Кажется, я за всю свою жизнь не перемыла столько посуды. При этом обязанности ежесекундно смотреть за ребенком с меня никто не снимал. А также предполагалось, что при этом она параллельно постигает основы русского языка. И это в помещении, где в это время с десяток человек говорят на родном ей китайском!

Не удивительно, что достаточно быстро меня это стало напрягать и утомлять, тем более рабочий день, как говорится, ненормированный, а выходные не предусмотрены.

Да-да, это правда: китайцы работают как заведенные, не устают, не мерзнут, не болеют после водки. Водку я не пила, но вот уставала и мёрзла.

Там очень сильные ветра, а помещение никак не обогревалось. К тому же в итоге у меня не оказалось места, где я бы могла полноценно отдыхать. Меня определили в комнату, где стояла только двухэтажная кровать, и даже ночью я не оставалась одна: гостям же тоже нужно где-то спать. Однажды пришлось спать вместе с двумя китайцами, хотя это и были бабушка с внуком.

Папа девочки много перемещался по стране по делам бизнеса, мы сопровождали его в поездках. Понравился Пекин: у него какая-то особенная, мощная энергетика. Говорят, что в столице Китая вместе с приезжими сегодня проживает около 50 млн человек. Квартиры маленькие, но уютные, чем-то напоминают наши хрущевки, очень плотное движение на улицах, очереди в метро.

На улице Наталия была настоящим магнитом для китайцев: многие просили сфотографироваться вместе. В целом они хорошо относятся к русским

Я пыталась найти подход к девочке. Привезла с собой книги с нашими сказками, научила ее нескольким русским фразам. На словах мне разрешили воспитывать ее «по-русски», но это казалось странным: она живет совсем в другой атмосфере! Для китайцев вообще нормально плевать на стол, кидать на пол, есть руками.

И потом: китайские дети очень плохо понимают слово «нельзя», ведь им его почти не говорят.

Конечно, я знала, что до пяти лет ребенку в азиатской культуре ничего не запрещают, но увидеть все это своими глазами – другое дело. В Китае вообще абсолютно другое, особое отношение к детям. Их даже не балуют – а просто относятся к ним как к маленьким королям, которым позволено практически все. Как бы они ни безобразничали – можно только улыбаться, максимум – попытаться отвлечь внимание. Когда малыш взрослеет, отношение к нему кардинально меняется. Когда в кафе брат Янчи, семилетний Янсе, совершил какую-то небольшую оплошность, его оттаскали за ухо, надавали по щекам, лишили мороженого.

При этом над детьми никто не трясется, каких-то специальных условий для них не создает. Если ребенок хочет спать – телевизор так и будет орать, никто его не убавит. Норма курить при детях, в том числе дома. Янчи у нас дважды пыталась болеть: один раз покрылась сыпью, второй – затемпературила. Я попыталась сказать матери про врача, но вместо этого мы пошли в ресторан. Утром девочка проснулась здоровой!

В нашей культуре такая система воспитания не укладывается в голове: с детьми носятся, оберегают, за них решают и делают, многое запрещают. В общем, воспитывают, а за китайскими детьми просто «смотрят», стараясь минимально вмешиваться в их процесс познания мира. Но я сейчас думаю: возможно, именно в этом и есть секрет успешности. Детей не ограничивают – и это мощный старт. Их дети – более самостоятельные, сообразительные, находчивые и умные. Есть и обратная сторона медали: детей не воспитывают, поэтому они плохо себя ведут. Так, однажды Янсе ударил по лицу и укусил свою бабушку только потому, что не хотел одеваться, а она застегнула ему куртку, и даже замечания он не получил. «В России таких детей на цепи держат», – отреагировал на это один из русских работников. У меня не хватило сил и энергии враз принять и постичь этот чужой для меня мир.      

Безусловно, был и культурный шок. Например, когда они просто съели домашнего кузнечика, ну или как он там назывался. Вечером дети с ним играли, а утром по всей кухне валялись его оторванные лапки, а на плите готовился сладкий соус. В такие моменты спасал пустырник.

В итоге я заболела, а тратить время и деньги на мое лечение никто не собирался. Да даже просто – дать паузу на отдых. Китайцы вообще достаточно потребительски относятся к русскому и украинскому персоналу, выжимая из него все. Мало у кого получается защищать свои права за тысячи километров от дома. Собственно говоря, лучшим выходом оказалось вернуться домой. Сожалею ли я об этом? Да, сожалею. Я не прожила год в Китае, как собиралась, многое не увидела и не узнала. И самое главное – были напрасны наши с Янчи усилия, а мы старались.

Агентство, которое осталось без своего процента, в итоге встало на сторону китайца. Мне намекнули: могла бы приспособиться, наладить отношения. Зарплату я не получила. Слава Богу, мне хотя бы купили обратный билет, и то потому, «что китайцы очень добрые», и это не юмор: они правда так думают. Мы еще посидели в ресторане, ночевали в Пекине и прилетели в Москву с двумя его друзьями, у которых тоже есть «русский бизнес». Они не были бездушными или бесчувственными, они просто другие. А вот позиция людей, которые меня туда отправили, мне до сих пор непонятна: не позвонили, не узнали подробности, не сделали выводы.

Моя нынешняя работа больше напоминает роль телохранителя. Ребёнок настолько активен, динамичен и не воспитан, что любой Маугли просто отдыхает. Теперь каждое моё утро начинается примерно с такой молитвы: «Господи, помоги сохранить её живой и здоровой». Потому что одних человеческих сил тут явно недостаточно.

Почему я не осталась в Китае:

Незнание языка. На время работы я оказалась в изоляции. Дома, да и куда бы мы ни приехали, звучала китайская речь. Это очень некомфортно.

Второй пункт вытекает из первого: незнание, что будет в следующую минуту. Возможности строить планы не было: меня лишь ставили в известность, что мы сейчас куда-то поедем.

Семья не хотела няню для маленькой девочки, которой все интересно и которая ни в чем себе не отказывает. Семье были нужны повар, уборщица, мойщица посуды и няня в одном лице. Это стало одной из главных причин непонимания: от меня требовалось вложение колоссальных сил за обычную зарплату няни.

Отсутствие выходных и даже свободного времени. Отработав месяц, я посчитала: трудилась 260 часов. Когда поняла, что батарейка начинает садиться, стала уходить вечером гулять во двор – примерно на час. Было заметно, что хозяев это напрягает.

На все мои просьбы – а многого я не просила – хозяин дома отвечал любимое «потома» (потом). По ночам я мерзла, но теплое одеяло мне обещали «потома». Дать выходной? И это «потома», правда, неизвестно, когда.

Подходы к воспитанию в России и в Китае очень сильно отличаются. Китайскому ребенку не принято ничего запрещать, поэтому он исследует окружающий мир со всей активностью и непосредственностью. Задача няни в таких условиях усложняется в разы. 

Про работу в Китае

Педагоги английского языка и артисты зарабатывают хорошо. В том же «Русском парке» танцоры получают 1200 долларов в месяц, поэтому уезжают туда даже семьями. Место под солнцем в сфере обслуживания стоит дешевле: девушкам-продавщицам (они в основном едут из Украины, где положение еще хуже) платят 600 долларов в летнее время и 400 долларов – зимой, плюс обеспечивают съемным углом. При этом один праздничный день приносит владельцу торговой точки несколько сотен тысяч рублей. Уровень цен и зарплаты  выше: закупиться в «Метро» у нас вышло порядка 2 тыс. юаней (примерно 20 тыс. руб.),  поход в ресторан компанией – примерно 6 тыс. руб.

Технологии и быт

Улицы в Китае чистые. Часто домашние и гости ходили по дому в обуви. Китайцы организовали свой быт благодаря высокотехнологичности. 

Закон и страхи китайцев

Жители страны очень боятся террористов, поэтому заблокированы многие сервисы и социальные сети (Google, YouTube, Facebook, Instagram, Twitter). Нельзя зайти на многие западные новостные ресурсы. Спасает то, что «Яндекс», «Вконтакте» и «Скайп» всё же работают. Проблема частично решается использованием VPN-сервисов, которые снимают эти ограничения.

С законом в Китае очень строго. Я гуляла с девочкой или одна и не боялась: криминала там нет. При мне в «Русском парке» полиция привела на опознание пойманного и закованного в кандалы преступника, который днем ранее расплатился здесь фальшивой купюрой.Местные блюда. Наталья считает, что большое разнообразие вкусов достигается благодаря обилию соусов, специй и большому количеству рыбы и разных морских обитателей

Ваше мнение?

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 3 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22