Интервью с начальником Управления образования Натальей Ивановой
На прошлой неделе мы публиковали на нашем сайте обращение начальника управления образования Натальи Ивановой в связи с приближающимся началом нового учебного года. В нём она рассказала, что 1 сентября учебный процесс начнётся в обычном оффлайн-режиме: дети придут в школы, сядут за парты, а также о том, какие профилактические меры будут применены в образовательных учреждениях для того, чтобы минимизировать риски распространения коронавирусной инфекции.
Но это обращение не сняло в полной мере той неопределённости, в которой сегодня пребывают родители школьников и воспитанников детсадов. Как будет проходить обучение, к чему нужно готовиться, насколько реально возвращение дистанта, будут ли обязательны всем прививки от гриппа? Мы встретились с Натальей Владимировной для того, чтобы получить ответы на самые волнующие вопросы и понять, чего нам ждать от нового учебного года.
– Наталья Владимировна, начнём с садиков. Если со школами есть понимание, что 1 сентября начнётся обучение, то по садикам до сих пор ясности нет. На прошлой неделе постановление врио губернатора о переходе детских садов к работе на полную мощность очень обнадёжило родителей детей, которые практически полгода не имеют возможности посещать детский сад. Но вскоре оказалось, что по сути ничего не изменилось – наполняемость групп не должна превышать 50 процентов. А значит, половина воспитанников ДОУ по-прежнему остаются дома. Есть ли вероятность того, что с 1 сентября садики всё-таки заработают в полную силу?
– Я не могу сказать. В зависимости от того, как будет разворачиваться ситуация. А она разная в разных муниципалитетах. Где-то уже свелись до минимума случаи заражения коронавирусной инфекцией, но у нас пока что день – нет, день – выявляется. Поэтому, я считаю, что здесь родители тоже должны понимать, что, прежде всего – здоровье ребенка. Но мы готовимся к открытию. Некоторые сады у нас закрыты по причине ремонтных работ, и они уже начинают потихонечку открываться. С понедельника 36-ой детский сад открылся, который очень значительные ремонты произвёл.
Все детские сады уже работают в штатном режиме, просто наполняемость групп составляет 50 процентов. Для нас основным документом является указ губернатора. Ждём нового указа, как только нам разрешат работать на полную мощность, мы сразу же это сделаем.
– В этом году планировалось ввести в строй после капитального ремонта детский сад на улице Маяковского, здание которого администрация города выкупила у компании «Генерация». Когда это произойдет?
– Да. 1 сентября у нас будет торжественное открытие после капитального ремонта. Кроме того, что там всё сделано, нам нужно еще получить лабораторные испытания и воды, и воздуха, и шума, для того, чтобы детям было безопасно. Там очень много моментов, которые необходимо сделать, прежде чем завести детей в данное образовательное учреждение. Когда будет понятно, что все лабораторные испытания и анализы положительные, мы будем потихонечку запускать детей.
– Что поменяется в учебном процессе в школах?
– На базе 9 школы на прошлой неделе у нас проходили учения для директоров школ. Крупнейшая школа нашего округа показала, как в условиях двухсменности, в условиях большого количества детей можно по максимуму соблюсти те требования Роспотребнадзора, которые нам предъявлены в условиях распространения коронавирусной инфекции. Поменяется время прихода в школу: каждый класс индивидуально будет знать, во сколько он приходит. Постараемся по максимуму развести потоки детей. У нас будут открыты все входы, каждый вход оборудован санитайзером, где ребята смогут обработать руки. Закрепленные приказом директора люди будут проводить термометрию. Будут изменения и в раздевании детей, изменится режим питания в столовой. За каждым классом закреплен определенный кабинет. Понятно, что когда есть такие уроки как физика, химия, физическая культура, естественно, в эти кабинеты дети будут заходить. Будет проводиться ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Куплены рециркуляторы для обеззараживания воздуха практически для каждого кабинета, в коридоры. Там, где нет, будут переносные лампы.
Очень много будет работы со стороны классных руководителей в отношении и родителей, и детей о том, что самое главное – это личная гигиена: руки мыть почаще. И мыло, и полотенца всегда будут находиться в туалетных комнатах – всё это будет под контролем администрации.
– Что будет в случае выявления коронавирусной инфекции в стенах школы?
– Весь этот алгоритм мы уже проходили: весь класс будет отправлен на карантин, занятия – в режим дистанционного обучения. Мы не исключаем такие случаи, потому что сегодня родители с детьми отдыхают и на черноморском побережье, и в Турцию мы уже точно знаем, что полетели. Поэтому, дай бог, чтобы всё было хорошо, но случаи такие, конечно, будут. Осенью у нас санитарно-эпидемиологический период подходит по распространению ОРВИ и гриппа. Это у нас сезонно бывает, классы также закрываются на карантин, если в них заболеваемость ОРВИ превышает 20 процентов.
– Раньше можно было дома поболеть 5 дней и выйти на учёбу без справки, в этом отношении что-то поменялось?
– Это правило распространяется только на детские сады, там ничего не поменялось. Понятно, что это на совести родителей. Если ребенок заболел, следовательно, вы же в больницу идете, вам открывают больничный лист, и вы должны принести справку. Сейчас всё равно мы смотрим за состоянием детей – очень серьёзный будет утренний фильтр. Понятно, что медицинские работники не смогут охватить именно своим взглядом всех детей. Поэтому сегодня идет обучение педагогических работников, которые будут проводить термометрию, наблюдать за состоянием детей в течение дня, насколько оно поменялось: может быть, утром нет температуры у ребенка, а к обеду она появилась. Сегодня педагоги нацелены в том числе и на это, с ними проводится просветительская работа, как и с родителями. Если вы увидите, что ваш ребенок недомогает, лучше оставьте его дома, понаблюдайте за состоянием его здоровья.
– Есть ли возможность обучаться дистанционно, если родители всерьёз опасаются принести COVID-19 из школы домой?
– Закон об образовании не запрещает это. Сегодня получать образование ребенок может и в образовательной организации, в очной, очно-заочной форме, так и вне образовательной организации. Это семейная форма обучения, это не запрещено родителям, если кто-то пожелает, пожалуйста. У нас каждый год есть родители, которые переводят своих детей на семейное обучение, и в этом году они есть, это нормальная практика. Но всё-таки я считаю, что ребенок должен находиться в коллективе, он должен социализироваться, он должен понимать и развивать в том числе и дружеские отношения. Поэтому я не думаю, что это будет массово, единичные случаи будут. Мы к этому готовы, и закон нам это не запрещает.
– С конца августа в городе должна начаться массовая вакцинация от гриппа. Насколько это добровольная история для детей и педагогов? Есть возможность отказаться?
– Моя задача – организовать прививочную кампанию для детей и педагогических работников. Да, это добровольная история, но, конечно же, мы рекомендуем педагогическим коллективам массово прививаться. Если у человека есть медотвод, такие люди есть, и им это записывают в санитарную книжку. Но ничем не подкрепленное нежелание прививаться у нас не приветствуется. Все педагоги понимают, что они находятся в группе риска. Если говорить относительно детей – то здесь нужно добровольное согласие родителей. Здесь каждый родитель принимает решение, и каждый родитель несёт ответственность за здоровье своего ребенка.
– Могут ли не привитого от гриппа ребенка отстранить от учёбы в момент подъема заболеваемости?
– Вообще санитарные правила прямо об этом и говорят, но как показывает практика – в жизни происходит по-другому. Мы всё равно принимаем непривитых детей. Но в ситуации, когда ещё идёт эпидемия коронавирусной инфекции, и сезонные вспышки ОРВИ и гриппа никто не отменял, шансы заболеть высокие, я думаю, что рисковать здоровьем не стоило бы, когда встретятся две эти инфекции.
– Предполагается, что уже этой осенью начнётся вакцинация от коронавирусной инфекции, и первыми планируют привить врачей и учителей.
– Это информация от СМИ. Информации о том, что учителя это первыми примут на себя, у меня нет. Не знаю, поживём – увидим.
– Гипотетически вас не пугает такая перспектива?
– Гипотетически пугает, конечно, но посмотрим. Я не могу сейчас сказать, хорошо это или плохо.
– В прошлые года главной проблемой в Берёзовском была перезагруженность школ. Как в этом году?
– Первоклассников на сегодняшний день у нас 1320, но может быть, ещё подтянутся, мы каждый день мониторим. Детей много. Две школы – это №2 и №9 – в этом году имеют по семь первых классов, в гимназии №5 шесть первых классов. Все городские школы работают в переполненном режиме. Поэтому там, где школы занимаются в одну смену – это сельские школы – там проще выполнять те требования, которые нам предъявляет Роспотребнадзор. Здесь, конечно, сложнее, но будем по максимуму смотреть, как защитить детей и сотрудников от распространения, как по максимуму свести эти риски заражения.
– В этом году на подготовку к новому учебному году в Берёзовском было выделено 100 миллионов рублей, это довольно большая сумма.
– Да, порядка 100 миллионов было выделено не только на ремонт школ, но и детских садов, всей системы образования – у нас ни мало ни много зданий и сооружений 50 с лишним. Около 30 миллионов – это средства на антитеррористическую защищенность образовательных организаций. Это тоже целевая субсидия, мы продолжаем оснащать образовательные организации. Ещё не на сто процентов нам удалось это сделать, но остались мелочи, которые возникают по ходу, а основную массу мы уже сделали. По крайней мере, сегодня все образовательные организации ограждены, проведено видеонаблюдение, освещение по периметру школ и детских садов, системы контроля доступа устанавливаем, рамки металлодетекторные.
– Возможность попадания на территорию образовательного учреждения родителям остается или будет как-то ограничена?
– В детских садах есть регламент – приём детей в определенное время, родитель заходит, конечно, с ребенком. В школах мы родителей не запускаем, сейчас тем более не будем запускать. Родители провожают детей до ворот, до входа. Даже первоклассников – в школе их встречает учитель. В прошлом году у меня внук пошёл в первый класс в девятую школу, если мне приходилось забирать его, точно так же мы стояли, ждали на улице, дети одевались, их организованно выводит классный руководитель. Но родители всё равно могут находиться на территории образовательной организации – и собрания будут проводиться, и очные консультации.
– Какие впечатления у вас остались от ЕГЭ, который в этот раз проводился в необычных условиях?
– На процедуре ЕГЭ мы отработали модель, как должны в рамках требований Роспотребнадзора себя вести дети и сотрудники. Всё было отрепетировано, всё было очень организовано, ни одного случая заражения у нас не произошло. Также было открыто несколько входов, были дежурные, и дети не пересекались нигде, мы уменьшали количество детей в аудитории – с 15 до семи-восьми. Я считаю, что мы сработали на уровне, я сейчас не беспокоюсь за вторую школу, потому что понимаю – они уже изучили этот весь алгоритм. На ЕГЭ у нас всё прошло благополучно.
– Какие позитивные уроки вам преподала пандемия?
– Во-первых, мы больше внимания стали уделять санитарно-эпидемиологическим правилам: заходишь в учреждение – дезинфицирующими средствами пахнет. Стали больше уделять внимания личной гигиене. А это и правильно – закончится пандемия, но культура эта должна остаться, что нужно обязательно мыть руки перед едой, обязательно мыть руки после посещения туалетной комнаты, не трогать лицо руками ну и так далее, какие-то такие вещи должны у нас вообще закрепиться. Ну и потом то, что мы завершали год в условиях дистанционного обучения – ведь тоже педагоги посмотрели на это с другой стороны. Разговариваю с педагогами, с руководителями, они говорят: «Знаете, мы многому научились и теперь нам ничего не страшно»
Многие говорят, что теперь могут не выходя из дома работать, проводить родительские собрания, проводить уроки какие-то. Педагоги увидели все эти платформы образовательные, их появилось очень много. Эта ситуация сыграла на руку и другим ресурсам, она заставила их уже идти в ногу со временем. Сейчас появились виртуальные музеи, виртуальные театры и так далее. Даже для городских детей, которые и так часто ездили в театры и музеи, это интересно, не говоря уже про детей из глубинки. Сейчас туда провели высокоскоростной интернет, оснастили школы по полной программе ноутбуками, планшетами и другими вещами. В этом году материальная база значительно пополнилась, потому что все ресурсы регионального бюджета как раз в это время были брошены на то, чтобы дети были максимально обеспечены. Бизнес активно стал работать в плане спонсорства – 15 ноутбуков нам подарил «НЛМК-Метиз», семь ноутбуков ЗАО «Эридан». Помогали все, чем могли. Проводили в отдаленные посёлки интернет и так далее. Но самое главное, изменилась и профессиональная составляющая педагога. Вне зависимости от того, будет пандемия или нет, будет идти цифровизация образования, какие-то элементы, связанные с электронным обучением. Надо было бы учить педагогов, но сегодня мы в кратчайшие сроки овладели технологиями, даже те, кто ими совсем не владел, я думаю, что это неплохо. Конечно же традиционное очное обучение было, есть и остается и по нему очень соскучились и педагоги, и дети. Когда мы принимали образовательные организации, мы видели, с какой любовью нам предъявляли педагоги свои классы, кабинеты, школу, территорию. Пусть дети приходят. Мы сегодня этому рады. Ну а жизнь, она ведь не стоит на месте, всё идёт вперёд, всё развивается, и тот опыт, который мы приобрели, я думаю, что он во многом будет нам помогать.