Последние три года жизни художника-акварелиста и архитектора Романа Баянова связаны с Берёзовским. Здесь он живет и трудится, создавая на полотнах сюжеты, на которых запечатлены природа и архитектура Екатеринбурга, а также других российских и зарубежных городов – от Владивостока до Барселоны.
Рома Баянов родился в живописном месте – маленьком городке Борзя в забайкальской степи. Рисовать любил с детства, в 11 лет сам пришел в художественную школу и остался там на шесть лет. Его мама с улыбкой вспоминает, как однажды воспитательница детского сада после одного из занятий сказала ей: сын не умеет рисовать даже огурцы. Мама, кстати, швея-модельер – возможно, от нее и передались ребенку любовь к прекрасному, вкус и художественное чутье.
Ближе к окончанию учебы в «художке» учитель-наставник Виктор Копылов посоветовал выбрать из трех сильнейших российских профильных вузов, которые находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Выпускник выбрал Архитектурную академию в столице Среднего Урала: во-первых, Екатеринбург ближе к дому, во-вторых, в Берёзовском живет его дядя – тоже выпускник УрГАХА по специальности промышленный дизайн.
К сегодняшнему дню, когда прошло три года с момента получения Романом диплома архитектора, у него уже состоялось несколько персональных и коллективных выставок в России и за рубежом. Он обрел таких заказчиков, как, например, администрации Екатеринбурга, которая приобрела у него серию пейзажей с видами города для создания открыток в качестве подарка именитым гостям, а также успел побывать в десятках живописнейших мест страны. Несмотря на внушительный послужной список, сам художник называет себя в мире искусства «крепким середнячком», поясняя, что без здоровой самокритики ни в одной профессии роста не будет.
Еще студентом Роман устроился в строительную фирму, потом поработал в архитектурной компании. В какое-то время осознал: офисная жизнь и четкие планы работы мешают творческому началу. Теперь созидает и создает самостоятельно – путешествует, выставляется в галереях и пишет то, что хочет сам. По заказам его картины появляются редко – «пишу то, что мне нравится, и так выходит, что людям они тоже приходятся по нраву». Сейчас, когда Роман находится «в свободном полете», у него есть ощущение, что он приносит больше пользы обществу.
Пленэр в горах Алтая, 2016 год. Работа с натуры на свежем воздухе – одна из любимых форм работы Романа Баянова
– Мне всегда хотелось создавать что-то новое, а не творить по накатанной, – делится молодой художник. – Если рассматривать архитектуру как науку и искусство, то одну ветку я люблю больше.
Художник ценит каждый положительный отзыв о своем творчестве, но профессиональные, конечно, запоминаются больше. Помня, что рисунок не должен быть статичной картинкой, ему нравится, когда люди отмечают, что его произведения – яркие, живые, наполненные.
В прошлом году Роман Баянов стал лауреатом Московского конкурса архитектурного рисунка. Также он старается участвовать в международных конкурсах акварелистов: всегда интересно посмотреть на других и проверить свой уровень. Проводятся такие крупные мероприятия, в которых на первоначальных этапах участвуют до одной-двух тысяч работ.
Художнику, на чьих полотнах запечатлены дома, строения, природа и времена года, было бы сложно искать вдохновение в одних и тех же пейзажах. Пленэры случались по всей России – куда-то едет по работе, куда-то – просто набраться впечатлений и сил. Прошлым летом, когда уехал на Алтай, дал себе установку отдыхать, но уже через три дня без кисти в руках заскучал. Пришлось снова «включить» профессиональный взгляд и взяться за мольберт.
В его доме 100 собственных картин, в двух галереях Екатеринбурга еще по 20. Это художественная галерея «Поле» и галерея современного искусства на ул. Красноармейской. Несколько работ находится в московском выставочном центре «Романов двор». Выставки не статичны: что-то продается. Самая далекая точка на карте, куда уехала его картина, – Италия. Там проводилась коллективная выставка, где Баянов выставил две работы. Одну из них приобрели. Первая же его персональная выставка состоялась в Иркутске в 2013 году.
– Я как цыган – вечно с кучей сумок. Спасибо, друзья помогают, – смеется Роман. – Путешествовать приятно, но архитектура Екатеринбурга в плане разнообразия тоже впечатляет – есть старые ажурные здания, с которыми соседствуют небоскребы.
По словам 25-летнего архитектора, самопродвижение для человека искусства – это сложно, но гораздо легче, чем 10-20 лет назад, когда не было интернета и социальных сетей. Один заказчик увидел, заинтересовался, потом порекомендовал другому – так и создается репутация.
По словам Баянова, иногда за полчаса на свет может родиться полноценное произведение, а иногда и за целый день ничего путного не напишешь. Но и полностью от музы художник не зависит – бывает, надо просто ненадолго переключиться, чтобы вернуться к полотну и понять, в какую сторону двигаться.
В настоящее время художник работает над новой серией городских видов Екатеринбурга, а также уделяет время переложению на полотна родных пейзажей. Вернувшись из новогоднего путешествия в Забайкалье к родителям, он в очередной раз восхитился энергией знакомых красот природы и решил, что они достойны больших полотен формата метр на полтора.