На дорогу до школы и обратно дюжина берёзовских школьников тратит ежедневно не меньше часа. В морозы, дожди и при палящем солнце их путь из поселка Каменный в соседний Монетный пролегает через промзону и пустыри. Виной всему железнодорожный переезд, который не оборудован надлежащим образом.
С проблемой столкнулись больше двух лет назад, когда в рамках нацпроекта «Образование» Монетный получил школьный автобус. Ездить на учебу и обратно на нем должны были не только ребятишки из этого поселка, но и из ближайших – Молодежного, Каменного, Благодатного.
Казалось бы, наконец-то проблема доставки детей из удаленных районов в школу решена. Но обнаруженные трудности не позволили школьникам Каменного прокатиться на спецавтобусе – неподалеку от их школы дорогу пересекает необорудованный железнодорожный переезд.
– После ряда российских трагедий на переездах, в которых гибли люди, проезд школьных автобусов по таким участкам дороги был категорически запрещен постановлением правительства, – говорит Николай Киндрась, депутат берёзовской думы от Монетного.
Законодательно было закреплено, что переезды на пути следования школьных автобусов должны охраняться. И только по оборудованным «железкам» разрешается организованно возить детей в школу.
— Наши ребята оказались в заложниках у закона, — говорит Николай Киндрась.
Тем временем родители детей, ежедневно шагающих несколько километров по обочине проезжей части, а то и прямо по шпалам, обратились за помощью к властям. Глава поселковой администрации Александр Тищенко в ответ на просьбу заметил: только его решением здесь не обойтись. По словам Александра Марковича, дорога на Каменный – это областная собственность, за нее отвечает управление автодорог Свердловской области, а железнодорожный переезд принадлежит коммерческому предприятию ООО «Сеал и К», расположенному в Монетном.
Берёзовским чиновникам роль в этом вопросе отведена, скорее, посредническая – довести до областного управления суть проблемы и настоять на том, чтобы его руководство обязало завод оборудовать переезд согласно нормам и требованиям.
– Это должна быть совместная работа разных уровней власти и частников, – уверен А. Тищенко. – Вместе с родителями мы написали письмо на имя министра образования Свердловской области, в то время этот пост занимал Валерий Нестеров.
Цена вопроса – миллионы рублей
Прошло несколько месяцев, но ответа так и не последовало. Нет его до сих пор.
– Область, похоже, самоустранилась от решения проблемы, – разводит руками глава поселка.
Тем временем школьники продолжают ежедневно наматывать по нескольку километров, а их родители пишут многочисленные жалобы – в поселковую администрацию, депутатам и на имя замглавы Берёзовского по вопросам строительства, ЖКХ, транспорта и связи Сергея Павлова.
– Поезд здесь проходит всего-то раз в две недели, но начальник берёзовской ГИБДД Александр Савин «добро» на движение школьного автобуса не дает и требует оборудовать переезд шлагбаумом и ограничителями согласно утвержденным нормам, – говорит Николай Михайлович.
В компании «Сеал и К» проблему признают, но оборудовать переезд не спешат, объясняют – «это слишком дорого». По словам Бориса Иванова, генерального директора компании, на реконструкцию переезда требуется 3,5 млн руб.
– За эти деньги нам обещали провести полную автоматизацию переезда, – рассказывает Борис Александрович. – Но взять эту сумму нам просто негде, хотя по возможности мы помогаем поселковой администрации.
Реконструировать переезд, чтобы потом оставить его без присмотра, нельзя. Значит, необходимо круглосуточное дежурство, будка охраны и несколько человек в штат. Расходы немалые. Директор написал письмо в берёзовскую администрацию, в котором предложил модернизировать железнодорожный переезд совместными усилиями.
Без вариантов?
– Есть муниципальный бюджет, есть мы, частная организация, и есть заинтересованные в решении вопроса родители детей, а вернее те фирмы, в которых они работают, – рассуждает директор «Сеал и К». – Вместе, полагаю, нам удалось бы наскрести необходимую сумму, хотя все понимают, что в дальнейшем содержание этого переезда станет нашей головной болью и выльется нам в немалые затраты. Но мы на это готовы при условии софинансирования.
Этот вариант чиновники назвали неприемлемым – средств в бюджете нет, да и родителям вряд ли удалось бы достать хоть какие-то деньги. Посовещавшись с коллегами, Борис Александрович предложил еще один вариант: заасфальтировать за свой счет грунтовую дорогу и пустить автобус в объезд злосчастного переезда, чтобы из Каменного выезжать на объездную дорогу, ведущую к карьеру, и затем с восточной стороны Монетного подвозить ребят к школе. Но в ГИБДД назвали этот вариант еще более опасным, ведь по объездной Монетного постоянно ездят самосвалы.
– Варианты, предложенные «Сеал и К», к решению проблемы не подходят, – уверен глава поселка А. Тищенко. – По усеченной смете реконструкцию переезда можно провести и дешевле, за миллион рублей, но у них и этих денег нет.
– В администрации Берёзовского нам намекают: дескать, согласитесь переоборудовать переезд по наименьшей смете, а в ГИБДД согласятся на шлагбаум и отсутствие охраны, – заявляют в компании. – Мы бы и не возражали, но понимаем: через полгода в переезде найдут какие-нибудь несоответствия стандартам и получится, что деньги мы просто выбросили на ветер.
Глава Монетного уверен: бремя по «доведению до ума» переезда должно лечь на предприятие — собственника переезда. А его директор Б. Иванов тем временем рассуждает об административном ресурсе и уверяет, что берёзовская дума обязать его провести реконструкцию за средства фирмы не может.
– Но стоит пригрозить компании закрытием переезда, а значит, и лишением ее подъездного пути, смету оперативно утвердят и деньги найдут, – полагает А. Тищенко.
На заседаниях берёзовской думы речь о спорном переезде и об опасности, которой регулярно подвергаются 12 школьников из Каменного, неоднократно заводил Николай Киндрась. По его словам, депутаты так и не прониклись ситуацией до конца, хотя многие думцы согласны с тем, что проблема есть.
– Председатель думы Евгений Говоруха мне отвечает, мол, в детстве он тоже ходил в школу пешком через переезд, – удивляется Николай Михайлович. – Но я же не вспоминаю, что на учебу бегал в лаптях – инфраструктура развивается, жизнь движется вперед. А если вдруг случится беда и кого-нибудь из детей собьет машиной, деньги наверняка сразу найдутся и в бюджете, и у «Сеала».
Потерпела фиаско еще одна оригинальная инициатива завода. От переезда до школы всего-то метров двести, которые школьники без труда могли бы преодолеть пешком, а вот от самого Каменного до переезда – около трех километров. Почему бы автобусу не довозить детей до железной дороги, где автобус два раза в день будет встречать и провожать сотрудник «Сеал и К»?
– Снабдим его красным флажком, яркой формой, – озвучивает идею директор «Сеал и К», но тут же добавляет, что предложение «завернули» по непонятной причине. – Даже если бы я был отцом одного из школьников, решить бы ничего не смог – это сейчас просто не в моих силах. Несмотря на тупиковую ситуацию, депутат Киндрась уверен: вопрос с железнодорожным переездом удастся решить до конца этого года.
– Я уже пообещал родителям решить этот вопрос, – говорит Николай Михайлович. Сейчас он готовит официальное письмо губернатору Александру Мишарину.