Месяц назад в суматохе и неразберихе в Свердловской области стартовал эксперимент по обмену ветхих машин на скидки к новым. В очередь встали тысячи автовладельцев. Первые участники программы уже получили долгожданные автомобили. Свою первую машину – «Волгу» 1976 года выпуска – Валерий Ураков сдал на металлолом за 9000 рублей пять лет назад. Предпоследний автомобиль – «Жигули» шестой модели – он обменял на скидку на прошлой неделе.
– Моей «шестерке» было двенадцать лет. Металл ослаб, изношена уже. Два года назад я брал с рук за 35 тыс. руб., а сейчас государство предложило мне за нее 50 тысяч сертификатом. Доплатил 126 тысяч и взял новую «семерку». Я ж на пенсии сейчас – под машиной лишний раз не поползаешь, – разводит руками Валерий Александрович, водитель с 33летним стажем.
Госпрограмма по утилизации автомобилей писалась преимущественно как раз под таких, как он – пенсионеров. Планировалось, что до ноября этого года 200 тысяч человек смогут обменять ветхую машину на новую со скидкой в 50 тыс. руб. В Екатеринбурге только на «Лады» стоит многотысячная очередь. Притом что в областном центре федеральный эксперимент стартовал с опозданием.
– Изза технических проблем полноценно начали работать только дветри недели назад. На новых автомобилях уже уехали 40 человек, еще дветри тысячи желающих стоят в очереди, – рассказывает Ольга Каячина, специалист по утилизации «АКМЕкатеринбург». Это ближайший к Берёзовскому автоцентр, меняющий ветхие машины на новые «Лады».
На то, чтобы обменять ветхую машину на новую, у Валерия Уракова ушло полтора месяца. Как рассказала супруга пенсионера Людмила Никитична, о государственном эксперименте по утилизации автомобилей они узнали незадолго до старта программы, из телепередачи. Обещания диктора звучали заманчиво, слова – путано.
– Толком ничего не поняли. Позвонили в Тольятти, оттуда нас отправили в Нижний Тагил. В Тагиле сказали, что в очереди уже триста человек стоит. Съездили в автосалон на Уралмаше, но там одни иномарки на замену. В итоге встали в очередь в автоцентр на Химмаше, откуда нас, когда стало ясно, что салон в программу не вошел, перевели на Базовый, тут уже и получили, – вспоминает Людмила Уракова.
В первые дни реализации экспериментальной программы, у автовладельца на выбор было три пути утилизации машины: через автосалон, в аккредитованном в Минпродторге пункте приема металлолома и самостоятельно. За утилизацию необходимо было заплатить госпошлину в размере 3000 рублей. С апреля дорога у автовладельцев, обменивающих машины, только одна – через дилера и бесплатно.
– В автосалон достаточно приехать трижды: первый раз, чтобы заполнить заявку, второй – чтобы показать техникам ветхую машину, и третий – чтобы получить взамен новую или сертификат. Плюсом – посещение госавтоинспекции. Чтобы не ездить на машине без номеров и не заказывать автоэвакуатор, после осмотра механиками старую машину можно оставить у нас на хранение. Хозяин в таком случае скручивает номера и с ними едет снимать машину с учета. Мы уточняли в ГИБДД, так можно, – говорит Ольга Каячина.
В утиль, как рассказывают в автоцентре, сдают в основном «вазовскую классику»: «копейки», «пятерки», «шестерки». Редкие гости – иномарки, таких всего две, обе из 80х годов. Есть в заявках и раритет – «Москвич» 1954 года выпуска. Ветхие машины складируются на стоянке за автосалоном. Оттуда их автовозом по восемь штук за раз вывозят в пункт приема металлолома в Тюмень.
Со стороны Тольятти новые автомобили привозят другие автовозы. Как говорят в автоцентре, повышенным спросом пользуется все та же «классика»: «пятерки» и «семерки». Правда, временно автозавод приостановил отгрузку машин пятой модели. Изза перегруженности конвейера очередь на нее почти не движется. Самым пока доступным вариантом обменного автомобиля остается «семерка».
На пресс конференции13 апреля Алексей Рахманов, глава департамента автопрома Минпродторга, подвел итоги первого месяца эксперимента. По программе утилизации в России выдано уже 54 977 сертификатов. Фактически продано по этой программе 15 688 автомобилей (80 процентов из них – «Лады»). Всего в настоящее время выдается по 2500 сертификатов в день, а продается 400600 автомобилей в день. Эксперты отмечают, что если темпы подачи заявок на утилизацию сохранятся, то в начале июля все скидки будут розданы. В автосалонах надеются, что программу по утилизации продлят и после наступления ноября.
Читайте также: