Жизнь города

Гробы различаются не только ценой. Берёзовская ритуальная служба извинилась за промахи в работе, потому что понимает чувства родных

Год назад в семью Татьяны Винокуровой пришла беда. Обнаружилось, что тяжелым недугом болен муж – онкология четвертой стадии. Весь год супруга, дети и близкие всеми силами поддерживали Алексея Ивановича, пока тот умирал на глазах. Он ушел из жизни 26 августа в возрасте 59 лет. Татьяна Анатольевна тяжело пережила утрату самого родного человека. Трагедию усугубили неурядицы при организации похорон супруга. Будучи по характеру человеком очень эмоциональным, она возмутилась тем, как с ней общались в берёзовской компании «Харон», оказывающей ритуальные услуги.

Верхнее фото Павла Шабельникова: гробы занимают центральное место среди ритуальных товаров в торговом зале компании «Харон»

Свои претензии Татьяна Винокурова поведала 5 сентября директору «Харона» Роберту Мазитову. Руководитель внимательно выслушал березовчанку, сказал слова соболезнования, признав недочеты в работе, за которые извинился. В сердцах Татьяна Анатольевна требовала от директора уволить приемщика заказов «Харона» Надежду Наборщикову, на что Мазитов ответил отказом.

Руководитель пояснил, что Надежда Васильевна работает в компании семь лет – со времени ее создания – и пользуется заслуженным уважением как в коллективе, так и среди многочисленных клиентов ритуальной службы. Книга отзывов «Харона» исписана благодарностями от родных усопших, которых обслуживало предприятие. Слова признания клиентов адресованы и лично Надежде Васильевне.

«Какая разница, когда хоронить?»

– Вот умер у меня Алексей Иванович. Это было без десяти двенадцать ночи 26 августа, – рассказывает о своем горе Татьяна Винокурова. – Пришла к нам эта беда. Мы позвонили в полицию, нам сказали: «Ждите». Время третий час. Приезжает «Газель». Перед этим нас спросили: «У вас есть, кому грузить?» Испугавшись, что откажут, говорю: «Есть». Приезжает водитель, подошли сыновья. Спрашиваем носилки. Водитель: «Ничего нет, несите на простынях, пододеяльниках». Мы берем одеяло, несем, а голова-то запрокидывается, рот открывается. Я хватаюсь за подушку, подкладываю. Сыновья отвезли в морг. Денег, правда, за машину с нас не взяли. Ну неужели нет брезентовых носилок, чтоб положить человека и вынести? 21-й век! Это же человек! На одеяле, скрюченного поволокли сыновья в машину. Это что, нормально?

В «Хароне» подтверждают, что носилки привозят только грузчики и это платная услуга, о чем всегда сообщают родным. Без грузчиков нет и носилок.

Утром 27 августа вдова с детьми пришли к открытию «Харона». Заказ на организацию похорон у них принимала Надежда Наборщикова, рядом присутствовала напарница Татьяна Стерляжникова, а также заместитель директора Александр Старцев.

– Какой гроб берем? – обратилась менеджер к заказчице.

– Я смотрю, четыре гроба стоят: 15, 25, 28, 40 тысяч, – вспоминает Винокурова. – Говорю: «А чем гробы отличаются?» Она говорит: «Ценой». Я говорю: «Можно посмотреть, что там внутри?» Отвечает: «А что там смотреть? Там всё одинаково».

Затем родные выбрали крест, выяснили, что в продаже закончились черные платки.

– «Где хоронить будете? Так, похороны в четверг», – вспоминает Винокурова свои переговоры с Надеждой Васильевной. – Я говорю: «Почему в четверг? Нам надо в среду, на третий день». «Мы не можем в среду хоронить, потому что у нас уже трое похорон. А вам какая разница, когда вы будете хоронить?» Таким тоном… Я говорю: «Вы знаете (даже заплакала) – это мой муж. У вас конвейер, а я с ним 36 лет прожила, мы с ним воспитали четверых детей. Почему мой муж должен двое суток в морге валяться? Мне его домой надо».

В расстроенных чувствах Винокурова стала звонить своему начальнику – руководителю группы компаний «Флагманъ» и депутату Думы Александру Патрушеву. По словам Наборщиковой, это было лишним, так как она уже успела по телефону договориться с бригадиром на кладбище о времени похорон в тот день, который устраивал заказчиков.

Подходящий по времени вариант с автобусом в «Хароне» Винокуровым не смогли предложить, семья заказала транспорт у перевозчика Наталии Авиловой.

Со скидкой Винокуровы заплатили за услуги «Харона» 56 тыс. руб.

В 17 часов того же дня к ним домой привезли гроб с телом. Когда родные его открыли, то обнаружили, что голова отца запрокинута. Снова расстроились. Взяли домашнюю подушку, подложили.

– Раньше подушки шли нормальные, во весь гроб, а здесь какая-то маленькая, – сокрушается Татьяна Анатольевна. – А мы же не видели, нам не открыли гробы, сказали, что все одинаковые.

«Сделайте это достойно»

Вечером в дом Винокуровых на ул. Лесная, 6 стали приходить люди, выражали соболезнования, несли венки, цветы. Всю ночь семья прощалась с покойным, ходили спать, сменяя друг друга. Подошло время ехать на кладбище.

– Заходят два бомжа, я другого слова больше не подберу, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Обросшие, худые. Полосатая футболка, сверху что-то накинуто. Вылезли, как могилу копали, вот такие два человека и пришли. Грязные, неопрятные.

Похоронщики вынесли гроб с телом. К этому времени собралось много народа. Отпевание и похороны должны были пройти в Старопышминске, и тут выясняется, что нет автобуса. Водитель перепутал адрес, уехав вместо Лесной на ул. Еловую в Старопышминск. Решили рассадить всех по легковушкам, кортеж растянулся на 21 машину. По отзывам, такой процессии в нашем городе давно не видели. Поминки прошли в поселковой столовой.

– Я бы не стала ничего делать, но мы в прошлом году столкнулись с «Хароном», умер дядя от онкологии, – объясняет Татьяна Анатольевна. – Почему мы должны хоронить тогда, когда удобно «Харону», а не нам, на третий день по православному обычаю, как положено. В кого мы превратились?

Татьяна Винокурова приводит в пример Невьянск, где была на похоронах родственницы в апреле. Вспоминает, как ей понравилась работа местных похоронщиков. При оформлении заказа душевная дама всё объяснила, посоветовала. Кроме того, там есть организатор похорон, который руководит всем траурным процессом. Никто, по словам Винокуровой, не бежит подставлять табуретки под гроб – есть специальные подставки. Ритуальные работники ходят в специальных комбинезонах.

– Должно быть достойно! Люди прожили жизнь, воспитали детей, – говорит Татьяна Анатольевна. – В Невьянске в ритуальных услугах висит такой плакат: «Отношение к умершим – портрет живого». Как мудро сказано! Невьянск – глубинка, но какое отношение к людям. И коль есть у нас один «Харон», то сделайте это достойно, не идет речи о деньгах.

«Готовы принести свои извинения»

– Постоянно пытаемся совершенствоваться и в подобных случаях, даже когда не считаем себя виноватыми, готовы принести свои извинения, потому что понимаем, что в момент утери близкого человека каждый относится к происходящему по разному, – говорит директор «Харона» Роберт Мазитов. – Конечно, мне обидно, когда говорят «приехали бомжи». Мы своих ребят бомжами не считаем, у нас работают прекрасные ребята. Во-первых, мы добились, что нет ни одного пьющего. Все – штатные сотрудники, на сдельной зарплате, сколько наработают, столько и получат.

В «Хароне» трудятся 28 человек – водители, плотники, приемщики заказов, землекопы и прочие специалисты. В этом году ритуальное предприятие Берёзовского получило национальную налоговую премию как добросовестный налогоплательщик. Кроме этого «Харон» отмечен грамотой министерства торговли Свердловской области за качество оказываемых услуг. Решение о ее присуждении принимается с учетом материально-технической базы предприятия, уровня подготовки сотрудников.

Фото Павла Шабельникова: благодарности и дипломы компании «Харон»

Стена в директорском кабинете увешана благодарственными письмами и грамотами, рядом в шкафу – призовые статуэтки. Берёзовский «Харон» числится в передовиках своей сферы деятельности. Но при этом не застрахован от ситуаций, как при похоронах Алексея Винокурова.

– Если человек недоволен, то, наверное, всё равно мы что-то упустили, хотя и виноватыми себя не считаем, – рассуждает о возможных претензиях заказчиков Роберт Мазитов. – Показатель нашей работы – это то, что сегодня руководство отбивается от екатеринбуржцев, которые очень хотят хоронить в городе Берёзовском на Северном кладбище. Мы сдерживаем поток цен, который может обрушиться на Берёзовский. Пока нам это удается.

По словам директора, уровень цен на похоронные услуги в Берёзовском в два раза ниже, чем в Екатеринбурге. Регулярно в «Хароне» встречаются с такими случаями, когда березовчане умирают в больницах Екатеринбурга. При каждой больнице есть несколько похоронных контор, которые тут же находят родственников и предлагают заключить договор на обслуживание. Суммы начинаются от 50-70 тыс. руб., деньги берутся сразу.

Агент такой фирмы приезжает в «Харон» и оплачивает копку могилы за 9-12 тыс. руб. (зависит от грунта – прим. ред.), с клиента же берут в два-три раза больше.

– У нас неоднократно такие случаи бывали, когда люди заплатили там, приезжают, видят прейскурант, считают, и видят, что у нас то же самое выходит в 30-40 тысяч, – отмечает Мазитов. – Вся атрибутика у нас одинаковая. Люди едут назад, расторгают там договор, забирают свои деньги, приносят нам в два раза меньше, и мы делаем свою работу. Естественно недовольство с той стороны поступает.

Фото Павла Шабельникова: одна из последних профессиональных наград «Харона» – присуждение федеральными рейтинговыми компаниями звания «Лидер России 2013»

«Харон» готов оказывать и дорогостоящие услуги, привлекая для этого подрядчиков из Екатеринбурга и фактически не зарабатывая на таких заказах, но основная ставка делается на сдерживании цен. К тому же тарифы на основной минимально необходимый перечень услуг ритуального предприятия контролирует муниципалитет.

– Мы стараемся сдерживать ценовой сегмент в данном регионе, пока у нас это получается, – говорит Мазитов. – Хотя, хотелось бы и зарплату повысить. Ребята у нас получают: если он копщик могил, то сколько он выкопает, столько он и получит.

«С претензиями идут к нам»

Директор признает, что спорные ситуации с заказчиками периодически возникают. Часто это происходит из-за негативного отношения людей к похоронщикам, которые, по расхожему мнению, «зарабатывают на горе».

– Мы открыты, с любым будем общаться, разговаривать. Если есть какие-то претензии, решаем их внутри своего коллектива, – объясняет руководитель. – Многие люди у нас неоднократно уже хоронили своих родных, близких. Если бы у нас было плохо, то к нам бы повторно не пошли.

За семь лет работы «Харон» зарекомендовал себя. С начала своей деятельности в Берёзовском предприятие регулярно вывозит грузовиками мусор с кладбища, ежегодно проводит за свой счет обработку от клещей, выполняя тем самым функции администрации города.

– Вовремя платим зарплату, налоги, с поставщиками рассчитываемся, – перечисляет Мазитов. – Если раньше мы контролировали въезд на кладбище, сейчас этого не делаем, соответственно «заезжай кто хочет». Соответственно началось такое: где-то помяты оградки, люди с претензиями не идут к тем, кто помял, а идут к нам – но нам им сказать пока нечего.

Во время нашей беседы с сотрудниками «Харона» подошел посетитель, заказавший похороны. Директор спросил его мнение о качестве обслуживания.

Сегодня сюда пришел, ко мне отнеслись хорошо, поэтому впечатление хорошее, – признался мужчина. – Голова забита, мне помогли, всё подсказали, рассказали. Мне было приятно работать с Надеждой Васильевной.

Читайте также:

«Муж мне верил, что всё будет хорошо». Рассказ вдовы из Берёзовского о последнем годе жизни супруга, больного онкологическим заболеванием

Менеджер похоронной компании «Харон» города Берёзовского: «Неприятно, когда незаслуженно оскорбляют»

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22