Жизнь города

Школа "на дому"

Небольшой класс, за круглым столом сидят и занимаются шесть детей 5-6 лет. Утром – в полдевятого – завтрак, после него – уроки. Днем – обед, прогулки, акробатика, музыка, вечером родители забирают всех по домам. Это не минисадик, не дополнительные курсы. Это – первоклассники в школе. Только форма обучения у них – семейная.

Почему родители отвернулись от школы

Юлия Притчина решила дать своему сыну Андрею качественное образование. Вот только школы в Берёзовском не соответствуют ее требованиям. Маму Андрея не устраивает сам формат российских школ и то, что с ними происходит – закрытие малокомплектных заведений, переполненные классы, невысокая зарплата педагогов, жесткие рамки, не вызывающие особого интереса у преподавателей.

– Школу вспоминают из-за друзей, любимого учителя, – считает Юлия Ивановна. – Мне хочется, чтобы образование моему ребенку было в удовольствие, как минимум, без неприязни, с пониманием того, что это нужно.

Когда в Старопышминске открылся «Корифей», Притчины съездили туда. Семью заинтересовал подход к обучению, красивая природа, но стоимость учебы – первый взнос в несколько десятков тысяч – отпугнула. А еще не понравилось, что своих воспитанников «Корифей» изначально программирует на лидерство, успешность. Притчины говорят, что у них нет задачи воспитать отличника-дипломата, полагают, что очень легко испортить малыша повышенными требованиями. Для них главная задача родите ля и преподавателя – научить ребенка учиться.

Александра Кудряшева возила своего ребенка во вторую гимназию Екатеринбурга на подготовительные курсы, терпения хватило на полгода – много времени тратится на дорогу. Теперь ее старший сын учится во втором классе берёзовской школы № 9.

Шестилетняя Екатерина Гончарова по возрасту – тоже будущая первоклашка, но папа Игорь не хочет давать ей классическое образование:

– Посмотрите статистику – после обучения здоровье детей ухудшается в среднем на 50%. Основное время учебного процесса учителя тратят на дисциплину – надо настроить себя, а потом весь класс, нет личностного подхода. К тому же в вузах приходится переучиваться, чаще всего школа дает «не те» знания.

Родители независимо друг от друга пришли к выводу: чтобы обеспечить ребенку лучшее образование, нужно заняться им самим, на дому. Право отдать ребенка в школу или обучать в семье в России законодательно существует с 1992 года – в статье 43 Конституции говорится, что государство поддерживает различные формы обучения, а в законе «Об образовании» указано, что есть разные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности, в том числе и семейное обучение.

Притчины с сыном три года назад пришли заниматься в семейный центр Александры Кудряшевой, где и обменялись идеями, затем ее друзья Гончаровы тоже заинтересовались. Поговорили с преподавателем английского Ириной Алыбиной из центра обучения – та поддержала новаторство, теперь работает в «домашней школе», где занимается ее сын.

Семейное образование по-берёзовски

Первый раз со своей идеей родители-активисты собрались в мае, «школа» открылась 5 октября. На сегодня здесь занимаются шесть ребятишек от 5,5 до 6,5 лет. В идеале организаторы хотят уже в этом году расширить группу до 11-15 человек. В отремонтированной съемной квартире с двумя игровыми, учебной комнатой, творческой мастерской, кухней, санузлом дети занимаются основными предметами начальных классов, дополнительно – айкидо, музыкой, акробатикой, английским языком, театром, творчеством, а между занятиями с ними работает воспитатель.

– Мы очень рады, что нашелся педагог начальной школы, который нам понравился и по своему внутреннему состоянию, и по отношению к детям, он учит детей «учиться», – рассказывает Притчина.

Дополнительные предметы ведут сами родители школьников и приглашенные педагоги (театр, акробатика).

Кудряшева считает, что в школе много внимания уделяют развитию аналитических способностей и мало – творческих, развитию тела. В «семейной школе» стремятся уравновесить умственную и физическую активность – для этого занимают ся акробатикой, восточными единоборствами, посещают бассейн, перемены проводят в подвижных играх с воспитателем.

Учебный день длится с 8.30 до 18-19 часов – как начальная школа с продленкой. Ежедневно три основных урока по 35 минут с переменами, остальные – прикладные.

Проблемы и риски

Две недели назад Ю. Притчи на со своим проектом была на приеме в управлении образования. Там ее встретили довольно радушно, хотя начальник ведомства Алексей Братчиков отнесся к идее активистов очень осторожно: предварительных прогнозов не дает, но говорит, что новое – это всегда интересно.

После этой встречи сторонники семейного образования обратились в девятую школу. Директор учреждения Елена Сивкова спросила их: «Зачем мне такие проблемы?»

– Для директора мы – люди антисистемники, отщепенцы, – говорит Притчина.

Знакомые посоветовали обратиться в школу № 33, известную своей демократичной атмосферой. Местному руководству проект показался интересным.

Комментируя инициативу родителей, директор 33-й школы Валентина Камаева отметила, что можно попробовать такую форму обучения (образование дома, в школе – аттестация, экзамены), хотя раньше подобного опыта не было.

– О рисках семейного обучения надо предупреждать именно родителей, – говорит Валентина Игоревна. – На мой взгляд, предварительно можно выделить вопросные моменты – это социализация и дисциплина. Узкий круг одноклассников, они объединены одной идеей, но за этим кругом – другой мир, другие дети, у которых совершенно разные интересы, может возникнуть проблема толерантности.

На обучение одного ребенка государство выделяет 2324 тыс. руб. в год. При домашней форме обучения деньги перечисляются не школе, а семье. Фонд оплаты труда учителей уже сформирован – как вписать новых школьников на 2010 год – очередной вопрос.

По поводу финансов беспокоится и начальник управления образования, он поддерживает существующую систему образования. Считает, если родителей она не устраивает – значит, надо совершенствовать именно ее.

– Боюсь, что родитель «наиграется» в домашнее обучение, передумает, поведет ребенка в классическую школу – ребенок получит удар по психике, – говорит Братчиков.

Притчина и Кудряшева подчеркивают плюс семейного обучения в постоянном присмотре за детьми – и на уроках, и на переменах. Братчиков возражает, что «если дети бесятся вне учебы – тут вопрос дисциплины, родители из дома такими приводят, значит, так воспитывают», не вина школы в этом.

На 30 октября в управлении образования запланирован круглый стол с участием родителей, на котором будут разработаны дальнейшие планы. Не имея юридической формы, проект семейного образования действует, по сути, как некоммерческое партнерство – родители вместе решают, каких учителей пригласить, какие предметы проводить, что закупать для детей, расходы делятся на всех. Сейчас шесть человек вносят примерно по 400 рублей в день за посещение «домашней школы» с пятиразовым питанием.

На опасения о том, что Роспотребнадзор может установить какие-то запреты и ограничения, Притчина отвечает: – Кто может запретить нам с подругами снять квартиру для наших детей? Кормить тем, что сами приготовили? Пригласить репетиторов?

Фотографии Ольги Брынцевой.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22