Небольшой класс, за круглым столом сидят и занимаются шесть детей 5-6 лет. Утром – в полдевятого – завтрак, после него – уроки. Днем – обед, прогулки, акробатика, музыка, вечером родители забирают всех по домам. Это не минисадик, не дополнительные курсы. Это – первоклассники в школе. Только форма обучения у них – семейная.
Почему родители отвернулись от школы
Юлия Притчина решила дать своему сыну Андрею качественное образование. Вот только школы в Берёзовском не соответствуют ее требованиям. Маму Андрея не устраивает сам формат российских школ и то, что с ними происходит – закрытие малокомплектных заведений, переполненные классы, невысокая зарплата педагогов, жесткие рамки, не вызывающие особого интереса у преподавателей.
– Школу вспоминают из-за друзей, любимого учителя, – считает Юлия Ивановна. – Мне хочется, чтобы образование моему ребенку было в удовольствие, как минимум, без неприязни, с пониманием того, что это нужно.
Когда в Старопышминске открылся «Корифей», Притчины съездили туда. Семью заинтересовал подход к обучению, красивая природа, но стоимость учебы – первый взнос в несколько десятков тысяч – отпугнула. А еще не понравилось, что своих воспитанников «Корифей» изначально программирует на лидерство, успешность. Притчины говорят, что у них нет задачи воспитать отличника-дипломата, полагают, что очень легко испортить малыша повышенными требованиями. Для них главная задача родите ля и преподавателя – научить ребенка учиться.
Александра Кудряшева возила своего ребенка во вторую гимназию Екатеринбурга на подготовительные курсы, терпения хватило на полгода – много времени тратится на дорогу. Теперь ее старший сын учится во втором классе берёзовской школы № 9.
Шестилетняя Екатерина Гончарова по возрасту – тоже будущая первоклашка, но папа Игорь не хочет давать ей классическое образование:
– Посмотрите статистику – после обучения здоровье детей ухудшается в среднем на 50%. Основное время учебного процесса учителя тратят на дисциплину – надо настроить себя, а потом весь класс, нет личностного подхода. К тому же в вузах приходится переучиваться, чаще всего школа дает «не те» знания.
Родители независимо друг от друга пришли к выводу: чтобы обеспечить ребенку лучшее образование, нужно заняться им самим, на дому. Право отдать ребенка в школу или обучать в семье в России законодательно существует с 1992 года – в статье 43 Конституции говорится, что государство поддерживает различные формы обучения, а в законе «Об образовании» указано, что есть разные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности, в том числе и семейное обучение.
Притчины с сыном три года назад пришли заниматься в семейный центр Александры Кудряшевой, где и обменялись идеями, затем ее друзья Гончаровы тоже заинтересовались. Поговорили с преподавателем английского Ириной Алыбиной из центра обучения – та поддержала новаторство, теперь работает в «домашней школе», где занимается ее сын.
Семейное образование по-берёзовски
Первый раз со своей идеей родители-активисты собрались в мае, «школа» открылась 5 октября. На сегодня здесь занимаются шесть ребятишек от 5,5 до 6,5 лет. В идеале организаторы хотят уже в этом году расширить группу до 11-15 человек. В отремонтированной съемной квартире с двумя игровыми, учебной комнатой, творческой мастерской, кухней, санузлом дети занимаются основными предметами начальных классов, дополнительно – айкидо, музыкой, акробатикой, английским языком, театром, творчеством, а между занятиями с ними работает воспитатель.
– Мы очень рады, что нашелся педагог начальной школы, который нам понравился и по своему внутреннему состоянию, и по отношению к детям, он учит детей «учиться», – рассказывает Притчина.
Дополнительные предметы ведут сами родители школьников и приглашенные педагоги (театр, акробатика).
Кудряшева считает, что в школе много внимания уделяют развитию аналитических способностей и мало – творческих, развитию тела. В «семейной школе» стремятся уравновесить умственную и физическую активность – для этого занимают ся акробатикой, восточными единоборствами, посещают бассейн, перемены проводят в подвижных играх с воспитателем.
Учебный день длится с 8.30 до 18-19 часов – как начальная школа с продленкой. Ежедневно три основных урока по 35 минут с переменами, остальные – прикладные.
Проблемы и риски
Две недели назад Ю. Притчи на со своим проектом была на приеме в управлении образования. Там ее встретили довольно радушно, хотя начальник ведомства Алексей Братчиков отнесся к идее активистов очень осторожно: предварительных прогнозов не дает, но говорит, что новое – это всегда интересно.
После этой встречи сторонники семейного образования обратились в девятую школу. Директор учреждения Елена Сивкова спросила их: «Зачем мне такие проблемы?»
– Для директора мы – люди антисистемники, отщепенцы, – говорит Притчина.
Знакомые посоветовали обратиться в школу № 33, известную своей демократичной атмосферой. Местному руководству проект показался интересным.
Комментируя инициативу родителей, директор 33-й школы Валентина Камаева отметила, что можно попробовать такую форму обучения (образование дома, в школе – аттестация, экзамены), хотя раньше подобного опыта не было.
– О рисках семейного обучения надо предупреждать именно родителей, – говорит Валентина Игоревна. – На мой взгляд, предварительно можно выделить вопросные моменты – это социализация и дисциплина. Узкий круг одноклассников, они объединены одной идеей, но за этим кругом – другой мир, другие дети, у которых совершенно разные интересы, может возникнуть проблема толерантности.
На обучение одного ребенка государство выделяет 2324 тыс. руб. в год. При домашней форме обучения деньги перечисляются не школе, а семье. Фонд оплаты труда учителей уже сформирован – как вписать новых школьников на 2010 год – очередной вопрос.
По поводу финансов беспокоится и начальник управления образования, он поддерживает существующую систему образования. Считает, если родителей она не устраивает – значит, надо совершенствовать именно ее.
– Боюсь, что родитель «наиграется» в домашнее обучение, передумает, поведет ребенка в классическую школу – ребенок получит удар по психике, – говорит Братчиков.
Притчина и Кудряшева подчеркивают плюс семейного обучения в постоянном присмотре за детьми – и на уроках, и на переменах. Братчиков возражает, что «если дети бесятся вне учебы – тут вопрос дисциплины, родители из дома такими приводят, значит, так воспитывают», не вина школы в этом.
На 30 октября в управлении образования запланирован круглый стол с участием родителей, на котором будут разработаны дальнейшие планы. Не имея юридической формы, проект семейного образования действует, по сути, как некоммерческое партнерство – родители вместе решают, каких учителей пригласить, какие предметы проводить, что закупать для детей, расходы делятся на всех. Сейчас шесть человек вносят примерно по 400 рублей в день за посещение «домашней школы» с пятиразовым питанием.
На опасения о том, что Роспотребнадзор может установить какие-то запреты и ограничения, Притчина отвечает: – Кто может запретить нам с подругами снять квартиру для наших детей? Кормить тем, что сами приготовили? Пригласить репетиторов?
Фотографии Ольги Брынцевой.