Работы по реконструкции трассы прервут на один день, чтобы провести соревнования
Автомобильно-спортивный комплекс «Берёзовский», где на протяжении последних лет в Берёзовском проходят соревнования по автоспорту, ушел на вынужденную реконструкцию. Администрация и «Берёзовский рудник», опираясь на документы о старых подработках, пришли к выводу, что гоночный трек должен изменить конфигурацию, так как пользоваться им небезопасно – один из его виражей находится прямо на подработках.
– Вот это место, здесь расположены так называемые шахтные подработки, – вице-президент Федерации автомобильного спорта Березовского городского округа Станислав Гринкевич показывает ту часть трассы, где ведутся работы. – Здесь есть и на достаточно большой глубине (порядка 300 метров, насколько я знаю) действующий горизонт, но он ничем не опасен. А опасность, по-честному, очень преувеличена.
Зоны возможного провала грунта на схеме обозначены островками с уходящими внутрь кроткими и длинными линиями
Место, которое сегодня отдано под трассу, раньше было огорожено, доступ к нему был ограничен, так как вся территория считалась зоной обрушения. В этих местах больше сотни лет назад добывали золото открытым способом. Когда в 2008 году территория была передана для строительства спортивной автотрассы, вопрос о подработках сразу стоял на повестке, но решить его положительно всё никак не удавалось. Что там – под поверхностью земли, насколько устойчивы грунты – доподлинно неизвестно и сегодня. Ответить на этот вопрос могла бы специальная экспертиза, но 1,5 млн рублей, как говорится, на дороге не валяются. Разговоры о переносе трассы в другое место в администрации тоже велись. По словам Гринкевича, рассматривали Александровский пруд, но и там место, мягко говоря, не идеальное – рядом частный сектор, и всё нужно делать с нуля, в то время как на ул. Орджоникидзе уже многое сделано. Поэтому, в конце концов, от идеи переноса трассы отказались, решив развивать существующую.
Несмотря на кажущуюся иллюзорность возможного провала грунта, она не такая уж иллюзорная. Доказательство тому – серьёзный провал грунта 11 мая 2019 года на улице Клары Цеткин, который образовал огромную воронку 30 метров диаметре и 30 – в глубину. Это произошло буквально в нескольких сотнях метров от автотрассы. На его засыпку ушло около пяти тысяч кубов грунта. По данным «Березовского рудника», на территории самой автотрассы есть несколько небольших зон возможного обрушения, две из которых находятся непосредственно под гоночным полотном.
Вопрос обеспечения безопасности зрителей и спортсменов во время проведения массовых соревнований в конечном итоге вылился в предписание изменить конфигурацию автотрассы, которое администрация Берёзовского выдала Федерации автоспорта. Если это предписание не будет выполнено, то ни о каких соревнованиях здесь не может быть и речи.
Всего в календаре Свердловской области шесть этапов Чемпионата по автоспорту. Три из них запланированы в Берёзовском. Первый из-за реконструкции переносили уже дважды, но всё-таки в последний момент администрация дала добро, и 16 июля соревнования должны состояться, несмотря на недоделки. Второй и третий – это соревнования ко Дню шахтера в августе и ко Дню автомобилиста в октябре. Кроме того, дважды в год Школа автомобильного спорта проводит внутренние соревнования.
– Мне выдали бумагу: «Вот чертёж, переносите». Мы сделали проект, показали: «Всё нормально?», – рассказал Станислав Генрихович, на которого легла ответственность по изменению конфигурации трассы. – Первым этапом работал большой бульдозер, он профилировал всю трассу и перемещал земляные массы: где-то были бугры – они не нужны, их убирали, где-то ямы – их засыпали. 10 рабочих дней бульдозер пластался.
Бульдозер Федерации предоставил отец одного из воспитанников Школы автомобильного спорта. На второй этап работы понадобилось большое количество грунта. И тут на счастье нашлась строительная организация, которая занимается возведением логистического центра – у них как раз оказалось много грунта после подготовки площадки для закладки фундамента. Они согласились бесплатно его предоставить и даже за работу своей техники денег не взяли.
Сейчас работы на трассе ведутся с переменным успехом: очень сильно мешает погода: если дождь – работы останавливают, чтобы не растаскивать грязь по дорогам общего пользования. Таким образом уже потеряли несколько драгоценных дней. Несмотря на трудности, после реконструкции трасса должна стать не только безопаснее, но и интереснее – сложнее для пилотов и зрелищнее для зрителей. Под реконструкцию попала не вся трасса, а сравнительно небольшой участок в её левом крыле – там появится более крутой подъем и спуск, изменится радиус поворотов.
Начало работ сразу было замечено жителями из ближайшего частного сектора, которые стали активно жаловаться на шум и пыль со стороны трассы.
– Там в интернете жители жаловались, что мы приблизили трассу – мы ничего не приблизили, самая близкая точка она как была, так и осталась. То, что они недовольны – я их прекрасно понимаю, я бы на их месте тоже был недоволен, – комментирует Гринкевич.
По словам президента Федерации автомобильного спорта Березовского городского округа Екатерины Филимоновой, сделано уже многое, но предстоит сделать ещё больше. По подсчётам, на реконструкцию трассы нужно 670 тысяч рублей. Большая часть из этих денег – расходы на работу техники: нужны полноповоротный экскаватор, самосвал, грейдер, каток.
– Все средства на технику, не говоря о том, что на трассе нужно и какой-то марафет навести – поставить возле зрителей новые заборчики, поправить сцену, – уточнила Екатерина Филимонова. – Мы хотим быть замеченными местными меценатами, может быть, и не местными, властями. Может быть, есть кто-то, кто любит автоспорт так же, как мы, и может помочь. Может быть, кто-то хочет отдать ребенка заниматься в секцию к Станиславу Гринкевичу.
Немногие знают, что организация по работе с молодёжью «Молодёжка» появилась в Берёзовском во многом благодаря идее детской школы автоспорта. Несколько лет назад Станислав Генрихович обращался в Думу Березовского городского округа с просьбой создать в городе школу технических видов спорта.
– Дума поддержала, создали юридическое лицо, но в период создания решили сферу деятельности «Молодёжки» расширить – взять всё, что связано с молодёжью. В итоге появились другие сферы и направления, – рассказал вице-президент Федерации автоспорта.
Детская секция автоспорта в Березовском начала работу осенью 2019 года. Рассчитывали набрать 20-25 ребят, но спустя сутки после объявления набора заявок было уже более 80 – оказалось, что это очень интересное и востребованное направление. Если раньше в Берёзовском не было ни одного пилота, выступающего в классе Д3-мини, то в этом году на этапе Чемпионата Свердловской области в Челябинске команду из нашего города представляли 8 ребят. Более того, они заняли призовые места – 2 место в командном зачёте и 2 место в индивидуальном у воспитанника школы Льва Брагина.
В распоряжении детской секции автоспорта есть 4 машины, рассчитанные на детей от 7 до 11 лет. Именно такой возрастной ценз есть для набора в секцию сегодня – детей старше принимать на учёбу нет физической возможности. Хотя и старшая группа здесь тоже есть.
Когда ребята из первых наборов подросли и перестали умещаться в детские машинки, их попробовали пересадить на полуспортивные авто на базе ВАЗ-2105.
– Мне казалось, что это не будет интересно, потом посмотрел – а у них глазёшки-то горят! Пацаны в 11 лет зимой машины в занос ставят. Неожиданно оказалось, что интерес к этому есть, – рассказал Станислав Гринкевич. – Мы не даем нигде никакой информации о приёме, но всё равно ещё и с улицы приходят люди. Мы не готовы организационно давать какую-то рекламу [старшей группы] – думаю, что тогда очередь выстроится до Торговой площади, потому что, оказалось, что это надо пацанам.
Детские спортивные машины довольно часто ломаются, но это никак не влияет на главное - безопасность пилота в них.
Есть ошибочное мнение, что автоспорт очень травмоопасен. На самом деле безопасности здесь уделяется очень большое внимание: машины имеют силовой каркас – по сути это клетка, внутри которой находится пилот, кресло оснащено специальными поддержками, ремни безопасности имеют несколько точек контакта, голову пилота защищает шлем. Поэтому даже если машина переворачивается, ничего страшного не происходит.
На сегодняшний день уже более 150 юных пилотов прошли обучение в секции автокросса. В 2020 году некоторые воспитанники секции стали настоящими спортсменами и приняли участие в Первенстве Свердловской области по автокроссу.
Те, кто хочет помочь Федерации автоспорта в модернизации гоночного трека или устроить ребенка в Школу автомобильного спорта, могут обращаться по телефону 8-950-209-95-74.