Если депутаты не примут предложение Андрея Бабкина, городской автовокзал может стать рестораном быстрого питания.
Два дня, 20 и 21 января, для березовчан, пользующихся общественным транспортом, были ознаменованы серьёзной сменой расписания автобусов. Она затронула практически все межмуниципальные маршруты, сократив количество рейсов и время в пути. Уже спустя сутки после вступления изменений в силу на волне поднявшейся шумихи и негодования министерство транспорта пошло на попятную и всё вернуло обратно. Несмотря на это, некоторые острые вопросы так и остались в повестке.
Автостанция поменяет статус?
Один из них – автостанция и доступ к ней перевозчиков. Из нового «несостоявшегося» расписания автостанцию просто исключили. Это было сделано минтрансом превентивно после того, как до него дошли угрозы руководителя автостанции о закрытии доступа на объект автотранспорта, если перевозчики не возобновят арендные платежи.
Как рассказали нам собственник Андрей Бабкин и директор автостанции Евгений Уфимцев, никто не закрывал автостанцию для маршрутного транспорта, но арендные платежи никто не отменял, а значит, «имейте совесть!». Стоимость аренды для перевозчиков была снижена ещё пять лет назад волевым решением министра транспорта (суммарно она стала составлять 100 тысяч в месяц: по 2 тысячи с одной единицы транспорта), которую почти год назад перевозчики перестали платить совсем.
– На сто тысяч в месяц автостанцию содержать нереально, я доплачивал, потому что меня лично попросил (приказным тоном) министр транспорта Василий Старков, – рассказал Андрей Бабкин. – Не стал спорить, договоров не заключали. Содержание автостанции обходится в 360-400 тысяч рублей в месяц. Мы не сами эту сумму насчитали, мы заказывали экспертизу. И они всё расписали до мелочей. Всю нашу бухгалтерию взяли и разложили по полочкам.
Андрей Викторович видит два сценария развития ситуации. Либо администрация вводит дотации для перевозчиков в размере 360 тысяч рублей в месяц, которыми те расплачиваются за аренду автостанции. Все средства до копейки бизнесмен обещает тратить на содержание и ремонт автостанции. Либо автостанция меняет свое назначение и превращается в коммерческий объект. Это может быть торговый центр или объект общественного питания. Последний вариант активно рассматривался, место предлагали известным сетевым заведениям быстрого питания. Но так как эта отрасль наиболее пострадала в пандемию, в данный момент никто не готов к расширению своих сетей. Но к этому вопросу вернутся, как только позволит экономическая ситуация.
В администрации 21 января прошло совещание, на котором обсуждалась сложившаяся ситуация с пассажирскими перевозками. По словам заместителя главы по ЖКХ, транспорту и связи Антона Еловикова, вопрос о назначении компенсаций перевозчикам будет рассмотрен на Думе. Параллельно с этим администрация ищет замену действующей автостанции в черте города. У мэрии есть на примете несколько мест, которые можно было бы использовать как отстойно-разворотные площадки для общественного транспорта. Варианты эти нам не озвучили, но сказали, что есть вероятность, что этот вопрос будет решен до 1 апреля, то есть до того, как будут определены победители очередного трёхлетнего тендера на межмуниципальные пассажирские перевозки в Берёзовском.
Будет ли передел рынка?
И с этим связан второй важный вопрос – случится ли передел рынка общественных перевозок в Берёзовском?
Новое расписание, хоть и было отменено, сразу показало всем, как министерство транспорта видит новое распределение сил на рынке пассажирского транспорта. Все, с кем нам удалось поговорить на эту тему, в голос говорят о переделе рынка.
Мало того, что расписание во многом расходилось с потребностями березовчан, явное конкурентное преимущество по нему получал маршрут 150, который обслуживает екатеринбургская компания «Крона-М», по отношению к 166 маршруту, который в последние пять лет обслуживает местная компания «АТ-Транс». Первые получили самые денежные рейсы в часы пик, при одинаковом количестве единиц транспорта у «Кроны-М» по шесть рейсов на машину, у «АТ-Транс» – по четыре.
На все эти вопросы смогут дать ответ результаты тендера и новое расписание движения автобусов, которое, как ожидается, после внесения корректив всё равно вступит в силу в апреле.
– По идее, город должен распоряжаться своими автобусами. У нас маршруты рентабельные и нерентабельные. Когда в городе два перевозчика, у него должны быть и рентабельные, и нерентабельные маршруты. На одном он зарабатывает, а здесь, извините, он немножко угорает, – Считает Андрей Бабкин. – А они сейчас что сделали – они рентабельные забрали, а нерентабельные оставили городу. Никто не пойдёт [работать], а те сливки сливают и там делятся. И это по всей стране такое идет сейчас.
«Меня уговаривали ее купить»
Когда вопрос с автостанцией бурно обсуждали в соцсетях, Андрея Бабкина не раз упрекнули в ее покупке. Вот что он сам рассказывает об этом:
– Когда покупали автостанцию, она была в федеральной собственности, она никогда не была муниципальной. Говорят, что это Брозовский (Вячеслав Пиусович, экс-мэр города Берёзовского – прим. ред.) ее мне продал. Брозовский никакого отношения к автостанции не имел. Её продавало Росимущество. Был конкурс, ее продавали долго, никто не хотел покупать. Я купил ее, они документы неправильно оформили, обратно мне потом деньги отдали, и целый год она стояла бесхозная. Потом опять. Я сказал, что я больше на торги не пойду. Им надо было от нее избавиться, они меня уговаривали, никто больше не заявился, клянусь. А теперь мне ставят в вину, что я ее купил. Я тогда занимался перевозками. Мы занимали 50 процентов парка. Сейчас ходит 50, а тогда 120 автобусов ходили и платили они [аренду] по 10 тысяч рублей.
Бизнесмен говорит, что и сейчас имеет всё для того, чтобы заниматься пассажирскими перевозками, но делать этого не будет, и вот почему:
– Я бы перевозками занялся, я являюсь дилером ГАЗовских автобусов, ПАЗиков. КАМАЗ признал нашу сервисную зону самой лучшей в России. У нас всё для этого есть, в том числе автовокзал, но как договориться со всеми остальными? Никак. Воевать? Да зачем мне это надо! Мне даже жалко сейчас этих перевозчиков: водителей нет, они пытались с училищами договариваться, народ не идёт. Все хотят быть менеджерами. Не хотят быть водителями. Просто это адская профессия, а платят за нее мало.