Учебный год начался с экспериментов
Начавшийся учебный год по праву заслуживает название экспериментального: учителям пересчитывают зарплату, школьники пробуют отдыхать чаще и делиться с соседом учебниками, а в некоторых классах может появиться пять новых предметов, на выбор – для мусульман, иудеев, буддистов, православных и агностиков, или один – духовно-нравственное воспитание для всех.
Каникулы чаще, но корочеУже пятый год подряд, как в школе № 1 у учеников вторых-девятых классов принято подводить итоги успеваемости трижды – осенью, зимой и весной. Учителя отмечают, что сезонная система аттестации намного объективней – при выставлении годовой отметки не возникало спорных моментов и накопляемость оценок внутри триместра существенно выше четвертичной. В прошлом возникала только одна проблема – общегородские каникулы шли вразрез с инновацией. Весной, когда по инициативе управления образования введение нового графика каникул вынесли на всеобщее обсуждение, педагоги и родители учеников этой школы голосовали «за».
– Закрытия малокомлектных школ больше не будет, зарплата учителей не снизится, – заявляет А. Братчиков. – Времени, отведенного управлению образования на подготовку к введению новой системе оплаты труда для педагогов хватило, чтобы перестроиться. С 1 сентября перешли. Переход на «подушевую» оплату – это составляющая реформы образования, предусмотренной нацпроектом. В новой заработной системе учителям платят за результат, другими словами – за количество обучаемых детей, а не за время, проведенное в стенах учебного заведения. Под удар при введении реформы по всей России попали малокомплектные школы, те, в которых количество учеников не дотягивает до стандартов – 25 детей на класс для города, 14 – для поселков, сел и деревень. Желающих преподавать за гроши, как и возможности оплачивать содержание полупустых зданий не оказалось. В Екатеринбурге закрытие семи таких учебных заведений привело к акциям протеста родителей. В самой известной из них профессор УрГУ Дмитрий Стровский, родитель ученика закрывшейся школы, голодал 17 дней, но двери учебного заведения до сих пор закрыты. В Берёзовском обошлись меньшими жертвами – с 1 января введение реформы зарплат отложили до 1 сентября: вовремя посчитали, что запланированных на год денег всем хватит только до июля. Работа по комплектации оптимальных классов и перетасовка детей дала свои результаты: в округе закрылась только школа № 6, ее учеников распределили в школу № 1. Часть помещений школы № 29 в Старопышминске отдали под садик некоммерческому партнерству «Клуб Корифей». Как заверил начальник управления образования, зарплаты учителей в оставшихся поселковых школах, как минимум, не упадут за счет компенсации, предусмотренной внутренним положением территории, а в городских учебных учреждениях должны вырасти. Сокращений в штатной численности учителей не будет. Пролетарские учебники
Как рассказывает Валентина Камаева, директор школы № 33, к ЕГЭ по русскому языку их одиннадцатиклассники готовятся по учебникам «очаковских времен и покорения Крыма». Тексты домашних заданий в них через слово пестрят призывами к построению светлого будущего, когда денег уже не будет. У министерства образования Свердловской области деньги закончились уже в середине лета. Во втором полугодии этого года новых изданий учебной литературы в Берёзовском не ждут. По инструкции области, средства на покупку учебников теперь следует искать в городском бюджете, который волею случая верстался в прошлом году и таких форс-мажорных расходов явно не учитывал. В управлении образования ситуацию драматизировать не склонны. – Сегодня ситуация с учебниками больше, чем благополучная, – рассказывает А. Братчиков. – Есть какие-то частные моменты, но они всегда будут – хоть тонну учебников завези. Школам, которым по тем или иным причинам не хватает учебников, запрещено требовать у родителей денег на их покупку. Исключение составляют рабочие тетради для младшеклассников и ситуация, когда родительский комитет сам выбирает для своих детей программу автора, который отсутствует в школьной библиотеке. Образовательные учреждения ограничены тремя вариантами: либо завести кабинетные учебники, которые не уносятся домой учениками, либо выдавать одну книгу на двоих, либо учится по старым.– Нет смысла ломать копья в этой теме, – рассуждает Алексей Вячеславович. – У школы всегда есть учебники, пусть другого автора. Хорошему педагогу без разницы, какой учебник. Выпускники 2008-2009 учебного года школы № 33, также учившие русский по «пролетарским» учебникам, сдали ЕГЭ вместе с гимназией № 5 лучше всех в округе. Служителей культа не пустят
В июле на встрече с представителями традиционных для России конфессий президент Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. С Урала в список экспериментальной площадки попали Свердловская и Курганская области. Пока рассматриваются варианты, в каком виде будут проходить уроки – либо отдельно для иудеев, буддистов, мусульман, православных и агностиков (те, кому безразлично), либо один для всех курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны. Ясно одно, что священнослужителей в школьные кабинеты точно не пустят: согласно Конституции РФ церковь отделена от государства. В школе № 32 и лицее № 7 уже имеется опыт изучения подобных предметов. Год назад в лицее педагог из института регионального развития вел для младших классов вариативный курс по духовно-нравственному воспитанию. На уроках школьники составляли родословную семьи, разбирали устройство русской избы, им рассказывали русские былины. В каком виде обновленный предмет вновь появится в школах, пока неизвестно. Как рассказал А. Братчиков, никаких документов, планов и учебных пособий из министерства не поступало. Скорее всего, в «нравственном» эксперименте над детьми будут задействованы немногие школы, и далеко не каждый класс. – Мне этот сыр-бор не очень понятен. Что церковь хочет от нас? – задается вопросом начальник управления образования.
Фотографии Ольги Брынцевой. {jcomments on}