На изготовление алюминиевых копий барельефа уже израсходовано 26 тонн гипса. Ещё 10 тонн уйдет на копирование скульптуры Воина и Родины-Матери.
Самого алюминия, по предварительным оценкам, потребуется порядка девяти тонн. Эта историческая реконструкция обойдётся бюджету в 27 миллионов рублей.
По самым благоприятным прогнозам, старый барельеф и скульптура будут демонтированы полностью до конца этого года – останется только бетонное основание (под барельефом) и постамент. На их местах в первом квартале 2020 года вырастут их алюминиевые копии, которые, как предполагается, смогут простоять не менее века.
Историческое событие
Мы все стали свидетелями поистине исторического для города Берёзовского события – подрядчики начали реконструкцию Мемориал боевой доблести и трудовой славы березовчан. Работа стартовала сразу после подписания контракта 25 сентября, и на сегодняшний день снятие гипсовой копии барельефа закончено. С начала этой недели подрядчики переключились на «копирование» скульптуры Воина и Родины-Матери. Именно поэтому обелиск «спрятался» в обтянутый плёнкой куб – здесь поддерживается необходимая для работы температура.
Барельеф и скульптура будут демонтированы до Нового года. Останется только основание со ступенями и постамент под памятником
Мы встретились с главными «героями» реконструкции – директором литейной мастерской «Брезгин и Ко» Дмитрием Брезгиным и его командой, которые выиграли муниципальный конкурс на производство работ на Мемориале. И своими глазами увидели, как в буквальном смысле кипит работа в их цехах.
Не просто копии
Сделать копии – это только на словах звучит очень просто. На деле это сложный многоступенчатый процесс, в который вовлечены, по словам Дмитрия Александровича, более сотни специалистов разных профилей. Причём, отмечает он, только мужчины.
Бригада рабочих во главе с прорабом работает непосредственно на Мемориале, обеспечивая техническую возможность для работы форматоров. Устанавливаются строительные леса, работает спецтехника, чтобы можно было поднимать гипсовые смеси и затем снимать слепки и загружать их в машины. Рабочие шутят, что из-за холодов полевые работы приближены к военным, потому что приходится находить ухищрения для поддержания на объекте необходимой плюсовой температуры. Так появились «тепляки» и разнообразные обогревательные приборы.
Прежде чем снять формы, специалисты восстанавливают разрушенные места барельефа и монумента. Затем наносят специальную гипсовую смесь, которая, застывая, в точности фиксирует рельеф участка. Всего барельеф условно поделен на 186 пронумерованных кусков. Нумерация необходима для дальнейшей работы, чтобы в этой мозаике не перепутать детали и чтобы специалисты понимали, где у каждого элемента «сосед» – сверху, снизу, по бокам. Эти гипсовые формы увозятся в цех литейной мастерской, расположенный в селе Новоалексеевском Первоуральского городского округа, где работа с этими деталями продолжается.
Денис Акулов, обработчик художественного литья, будет собирать наш барельеф, как паззл. Первая секция с изображением солдата, состоит из 15 деталей. Всего секций будет 14
Здесь в дело включаются формовщики и литейщики, которые создают гипсовые литейные формы, в них заливается расплавленный металл. К готовым отлитым из алюминиевого сплава деталям подключаются обработчики по металлу – проводят зачистку, обработку, подгонку частей друг к другу – части между собой скрепляются болтовым соединением. Наконец, работу завершает сварщик, соединяя куски алюминия в единую металлоконструкцию. Дмитрий Брезгин уверяет, что отыскать швы на готовом объекте будет практически невозможно.
– Швы от сварки будут видны только в том случае, если вы знаете, что они там есть и прямо приглядываться будете, – говорит Брезгин. – Дело в том, что такого рода рельефы называются монументальными, и чтобы глаз мог их охватить, чтобы понять, что тут вообще изображено, требуется очень большой отход от него. Вам надо его разглядывать, допустим, с двадцати метров. И когда вы будете уже с такого расстояния смотреть, швы увидеть нереально.
По предварительным расчётам, барельеф будет состоять из 14 секций, которые окончательно соединят в единый объект при монтаже непосредственно в Парке Победы. Такое решение продиктовано возможностями грузоперевозки. Далее вся конструкция будет загрунтована и окрашена в привычный серый цвет.
Почему сейчас?
И почему алюминий?
Мемориал в Берёзовском был построен в 1975 году к 30-летию Великой Победы на благотворительные средства, собранные населением и промышленными предприятиями города. Таким образом, в будущем году в День Победы он отметит свое 45-летие.
Один из этапов изготовления литьевой формы. Золотистый песок – это холодно-твердеющая смесь. Застывая, она способна удерживать раскалённый металл
Как рассказывает Дмитрий Брезгин, техника изготовления бетонных скульптур была очень популярна как раз 30-40 лет назад. А срок службы бетонных конструкций, как правило, не превышает 40 лет. Поэтому в последнее время к ним поступает много заказов по восстановлению таких памятников, как у нас.
– Если проследить историю развития скульптуры в СССР и России, получается, что сначала делали гипсово-бетонные, потом чугунные, и потом уже начали делать из бронзы, – рассказывает Дмитрий Александрович.
Связано это было с тем, что в советское время медесодержащие сплавы считались стратегическим сырьём. Отливались из бронзы только знаковые вещи, бюсты героев Советского союза, памятники в центральных городах и городах областного значения. Использовать алюминий в художественном литье стали относительно недавно, когда этот металл начали добывать в промышленных масштабах.
Снять слепок надписи с барельефа было технически невозможно. Но это не проблема, гораздо проще сделать ее заново
– Классический пример, когда Менделеев открыл свою таблицу, ему в качестве награды вручили алюминиевую тарелку. Потому что в то время алюминий добывался химическим способом и стоил дороже золота. – рассказывает Брезгин. – Фантасты в то время писали о городах, которые будут построены из алюминия. Сегодня это норма. Я читал, что самой древней скульптуре из алюминия сегодня сто лет. Причем этот памятник стоит на шпиле в какой-то агрессивной среде – дождь, осадки, ветер. За ним очень пристально наблюдают и говорят о том, что практически никаких разрушений он не претерпел.
Как поясняет литейных дел мастер, любое изделие приходит в негодность, потому что окисляется. Окисление – это разрушение поверхностного слоя посредством химических реакций. Сталь, например, ржавеет. Медесодержащие сплавы активно взаимодействуют с кислородом, и на них образуются зеленоватые наплывы. Возраст алюминия определить по внешнему виду невозможно, потому что его оксидная пленка бесцветна и образуется мгновенно. Алюминий в литейном производстве, в художественном литье очень молодой материал, но используется активно. Потому что его сейчас научились добывать в больших объемах, он относительно недорогой, и ресурсы планеты Земля по алюминию огромны.
Самый крупный объект
Так исторически сложилось, что клиентами литейной мастерской из Новоалексеевского становятся заказчики со всей России – за всё время это порядка 250 работ. Но сравнительно немного заказов поступает из родной Свердловской области. Самыми узнаваемыми их работами в Екатеринбурге являются скульптура Владимира Высоцкого и Марины Влади возле «Антея», и ротонды на Плотинке.
Дмитрий Брезгин признается, что на сегодняшний день березовский Мемориал – самый крупный по размерам объект, с которым ему когда-либо приходилось работать за 25 лет личного опыта в художественном литье. И это не единственная особенность нашего заказа.
– Честно сказать, впервые сталкиваемся с таким вниманием. Обычно все стараются посмотреть конечный результат, здесь идёт контроль, – не скрывая своего удивления, рассказал Брезгин. Оказывается, за полтора месяца с начала работ к ним в цех уже дважды лично наведывался глава города Евгений Писцов.
– В первый раз он приезжал к нам, чтобы убедиться, что мы литейщики. Потому что сейчас большая проблема этих аукционов, что заявляются люди, которые не в профессии, – пояснил он. – Позиционируют себя как литейщики, но они реально могут быть просто офисными работниками, потом размещают этот заказ на стороне и, соответственно, с них потом сложно что-то спросить.
Подрядчик отмечает, что семь месяцев – срок не такой уж большой, как может показаться, поэтому они стараются работать с опережением графика, чтобы оставался резерв на непредвиденные обстоятельства. Опаздывать нельзя – День Победы (крайняя дата готовности объекта) перенести или сдвинуть на другую дату или площадку нельзя. К тому же после 9 мая 2020 года должно стартовать дальнейшее благоустройство Мемориала, которое будет выполнять уже другой подрядчик.