Пятница, 8 октября. Очередь к участковому педиатру в кабинет № 14 детской поликлиники растянулась на половину коридора. Родители сидят со здоровыми и выздоравливающими, как их называют сами врачи, детьми.
Березовчанка Анна с сыном Мишей, которому один год, накануне не успела попасть к педиатру. Пришлось вести ребенка за справкой в «день выздоравливающего ребенка».
Мама Ирина отмечает, что можно явиться в поликлинику к 8 утра, а на прием, в порядке живой очереди, попасть только в 17.30 – под конец рабочего дня. Ее мальчику уже 4 года, в нашу поликлинику он ходит почти с двух лет и, как говорит Ирина, изнуряющие очереди были всегда.
Пятилетняя Рита уже не может найти себе занятие по душе – ей скучно и трудно долго сидеть в очереди в кабинет: она и порисовала, и поболтала с детьми, и посидела вместе с мамой Натальей.
Взрослым немного проще, но несколько часов в душном помещении с больными и выздоравливающими детьми – тоже ничего приятного. Сегодняшний ажиотаж у кабинета № 14 объясняется просто: врач принимает два участка, её коллега на больничном.
Почему очередь медленная?
– Если к специалисту нет очереди, значит, он невостребованный, не отрабатывает своей зарплаты, зачем нам такие врачи? – объясняет наличие очередей Ольга Соколова, заведующая детской поликлиникой Берёзовского.
В понедельник днем, 11 октября, в поликлинике уже немного другая картина. Несколько родителей с малышами сидят у кабинетов узких специалистов: офтальмолога, невропатолога, у кабинетов педиатров посетителей почти нет. Узкие врачи принимают по выданным утром талонам, точно по времени.
Мамы рассказывают, что обычно специалисты время стараются соблюдать, но сегодня всем, кто хочет попасть к окулисту, не очень везёт – малыши ждут своей очереди час-полтора. Ожидание затягивается из-за большого числа детей с острыми состояниями, которых врач обязан принять вне очереди и без талона.
Завполиклиникой отмечает, что часто родители жалуются на то, что врач медленно работает – каждого долго принимает.
– Говорим, давайте вашего ребенка примет быстро, за пять минут, но они не хотят, – говорит Соколова.
Секреты «добычи» талончиков
Многие родители недовольны системой выдачи талонов. Их начинают выдавать с 7.30, прием – в этот же день. Самым сложным считается попасть к невропатологу и офтальмологу с детьми до года – врачи принимают малюток всего один раз в неделю – в среду, с утра. Некоторые мамы приходят к шести утра, чтобы «успеть урвать талончик». В итоге тем, кто приходит к открытию регистратуры, талонов часто не достается.
Заведующая призывает «не надсаживать» себя и детей и не мерзнуть у поликлиники с 5-6 утра, а всем приходить к началу выдачи талонов. В регистратуре отчитываются, что 11 октября было 22 талона на первичный прием к неврологу, 17 – к окулисту плюс по 4-6 талонов для вторичных приемов.
– В понедельник невролог принимает с 12 до 18 часов, вот все успевают, очередей нет, конечно, в среду с 8 до 14 меньше времени у пациентов, – комментируют работницы регистратуры.
13 октября запланировано выдать 23 талона к неврологу и примерно столько же – к окулисту. Из них же по телефонным заявкам отложат талоны для детей из берёзовских поселков.
Трое уволились, двое устроились
Заведующая уверяет, что напряженная ситуация с педиатрами понемногу выправляется. Не так давно из поликлиники по разным причинам внезапно уволились три врача.
– Новые сотрудники идут плохо – нам нужны хорошие специалисты, с опытом, а за зарплату фельдшера (чуть больше 4 тыс. руб.) и при таком количестве пациентов мало кто хочет работать, – объясняет Ольга Владимировна.
Уровень зарплаты врачей не соответствует их нагрузке. Но неделю назад в детской поликлинике появились два новых педиатра – Руслан Ниязович Абдураманов и Сергей Васильевич Пиняжин – участки № 3 и № 5 соответственно. Ольга Соколова отмечает, что с приходом новичков очередей стало гораздо меньше, теперь у них девять врачей на 10 участках. Произвольно увеличить количество педиатров и узких специалистов в поликлинике не могут.
Детская поликлиника, также как и ЦГБ в целом, работает по госзаказу, который определяется численностью населения и необходимым количеством посещений. По отчетам, детская поликлиника постоянно перевыполняет план приемов.
Педиатр по графику должен принимать 16 человек в день. На самом деле выходит 30-40, бывает – до 80. Педиатры работают и по субботам.
– Неврологу положено принимать по 20 человек, у нее бывает и 30, – рассказывает Соколова. – Принять намного больше своих сил она не может, и так всегда переработка у врача.
Заведующая отмечает, что в детскую поликлинику приходит много «неместных», с полисами из других городов, областей.
– Это «неучтенное» население, которое появляется в течение года, на них время врачей не рассчитано, и страховые компании нам их не оплачивают, – рассказывает Ольга Владимировна.
Осенний подъем посещаемости поликлиники – сезонное явление, одна из причин заболеваний детей в это время года – обманчиво теплая погода. В сентябре поликлиника переходит на так называемое «зимнее» расписание. Специалисты работают по двум направлениям: педиатрическое (участковые службы) и организованные коллективы (осмотр детей в школах и детсадах).
Бригада специалистов объезжает учреждения по графику с середины сентября. С конца декабря до апреля – прием в поликлинике, в апреле-мае – снова осмотры в школах.
Кроме офтальмолога и невролога, к другим узким специалистам попасть проще. Лор принимает детей в порядке живой очереди. К хирургу на профосмотры – по талонам, патология – в порядке живой очереди. К кардиологу, дерматологу ходят редко, при проблемах и по назначению педиатра.
Как сделать поход к врачу проще
Мама Риты Наталья говорит, что когда они жили в другом городе, там можно было договориться с заведующей, чтобы попасть на прием к узкому специалисту, если самостоятельно взять талон не получалось.
Ольга Соколова заверила, что и у нас можно попросить своего педиатра о приеме узкого специалиста, если ребенку это на самом деле очень необходимо. К врачу проведет без талона медсестра.
Если с малышом до года необходимо попасть на прием к неврологу или окулисту, то можно попробовать взять талон с утра в порядке очереди в понедельник, среду или пятницу, а не только в среду – день приёма детей до года.
В ближайшее время в детской поликлинике процедура записи к узким специалистам не изменится. Исключение делают только для поселков – их жители могут забронировать талон по телефону.
В ЦГБ говорят, что у детской поликлиники есть возможность ввести предварительную и электронную записи к узким специалистам, как это сделано во взрослой. Но заведующая Ольга Соколова категорически против нововведений.
– Вот запишется человек, а в плохую погоду возьмет и не придет, работа врача простаивать будет, – говорит Ольга Владимировна. – А если что-то сделал, получил с утра талон по очереди, так и на приём ребенка обязательно приведет.
Если образовалась большая очередь к своему педиатру, допустимо обратиться к врачу другого участка.
– Но все равно желательно к своему доктору, он знает все особенности здоровья вашего ребенка, назначает лечение и «ведет» пациента, – уверяет заведующая.
Соколова призывает соблюдать порядок больницы: вторник и четверг – дни здоровых детей, остальные – для «выздоравливающих». К остро больным детям врача надо вызывать на дом.
Вызов доктора проводится день в день, прием заявок с утра, правда, он может навестить пациента только к вечеру, после своего приема и из-за большого количества вызовов.
– Наш врач всегда придет по вызову, – говорит Ольга Соколова. – Если же не получается вызвать, а состояние здоровья ребенка требует врача – пусть родители вызывают «Скорую».