С апреля в школах округа введен новый учебный курс. Четвероклассников учат различать добро и зло на выбор: на примере мультперсонажей или священных писаний. Более 76 процентов родителей школьников предпочли доверить воспитание ребенка Коту Леопольду, нежели Христу, Мухаммеду или Будде.
Разочаровали Патриарха
– Я глубоко разочарован тем, как сегодня избирается этот курс. Мне на стол ложится информация о том, как местные власти оказывают давление на директоров школ, чтобы те, в свою очередь, оказывали давление на родителей – для того, чтобы избирался курс светской этики, – заявил 17 апреля на встрече с уральцами Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
По информации областного министерства образования, из шести предложенных модулей большинство свердловских родителей для своих детей выбрали «Светскую этику», на втором месте идет «История мировых религий», и только на третьем – «Православная культура». Результаты выбора берёзовских родителей для церкви и вовсе угнетающи. Ортодоксальный вариант христианства заинтересовал лишь каждого седьмого ученика, мусульманские традиции приглянулись 3,7 процентам березовчан, все религии сразу взялись освоить почти пять процентов детей, буддизм и иудейство никто не выбрал... 76,4 процента детей идут на уроки светской этики.
– Внук у меня любознательный, много энциклопедий читает. Он выбирал между светской этикой и православием. Выбрал первое. Считает, что в будущем ему воспитанность нужнее будет, – говорит Наталья Брагина, бабушка Андрея, четвероклассника из школы № 10.
Выбор внука Натальи Александровны на родительском собрании в марте поддержали все родители класса. Директора на собрании не было. С апреля четвероклассники этой школы учатся нравственности без помощи религии. Как отмечают в берёзовском управлении образования, школ, в которых ученики не пожелали изучать ни одной из религиозных культур, в нашем округе почти половина. Остальные ввели от одного до трех модулей основ религиозной культуры.
Вместо пророков и богов – мульт-персонажи
– Когда мы придем в ресторан, там будет много ложек и вилок, на уроках я узнаю, какими из них правильно кушать, – своими ожиданиями от выбранного курса делится Вика, ученица гимназии № 5.
Учитель ей разъясняет, что на уроках светской этики столовый этикет не преподают. Федеральный учебник по этому модулю уже во второй теме знакомит младшеклассников с создателем «Этики» Аристотелем. А на третьем уроке предлагает разобрать категорический императив Канта. – Есть такие предложения в учебнике, которые тяжело воспринимаются учениками этого возраста. Я как учитель выхожу из ситуации тем, что вывешиваю главные слова, понятия и фразы на доску. Пытаюсь использовать разные формы, чтобы донести до детей смысл программы, – говорит Ольга Одношивкина, учитель младших классов пятой гимназии.
Так, отличать добро от зла Ольга Викторовна учит на примере мультперсонажей. Одно из заданий: детям нужно придумать, кого пригласить в гости Коту Леопольду, а кто пойдет к Бармалею.
– Крокодил Гена, три поросенка, Чебурашка, Винни-Пух, Кот в сапогах, Буратино, Коротышка в зеленых штанишках... – смех в классе прерывает перечисление добрых персонажей.
Бабу-Ягу, Кащея Бессмертного, Кикимору и Змея Горыныча дети отправляют на вечеринку к Бармалею. Добрые персонажи – к доброму, злые – к злому. Так дети неосознанно формулируют вслед за Кантом золотое правило морали: как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. На дом детям задают вспомнить правила поведения в школе, дома и на улице.
– Я себя не очень хорошо веду, вот почему и выбрал этот курс, – признается один из учеников гимназии № 5.
Как отмечает Ольга Одношивкина, курс основ светской этики очень интересный, но есть нарекания к учебнику – он хоть и красочный, но не совсем понятный для ребенка. Чтобы у детей не пропал интерес к новой дисциплине, приходится адаптировать книгу педагогическим талантом.
В русле традиций
Если на уроках по светской этике дети смотрят в будущее и ждут знаний, которые помогут им реализовать себя в жизни, то на курсах религиозных модулей школьники учат прошлое своего народа.
Родители Санавбар Сижовиддиновой просыпаются на рассвете, как это предписывает Коран. Чинару Гулидадзе из школы забирает брат-первоклассник. Эсмира Гараева была в мечети в Казани. На уроке по основам исламской культуры их трое, не считая педагога. Как признается Наталья Давыдова, учитель младших классов школы № 1, этот предмет для нее самый трудный.
– Я не стесняюсь признаваться детям, что какое-то понятие открываю для себя впервые, – говорит Наталья Валерьевна.
На шестом уроке по началам ислама дети ищут на глобусе аравийский полуостров, отмечают на карте священные для мусульман города Медину и Мекку, учатся отличать Хадж от Хиджры... Арабская история ислама прерывается эпохой праведных халифов, не вынося дальнейший раскол мусульман на шиитов и суннитов на страницы учебника. Таким образом, течениям ислама удалось сохранить единство, недостижимое для конфессий христианства. В курсе по основам христианской культуры напрочь игнорируются католицизм и протестантизм.
– У нас из класса, если выглянуть во двор, видны и мечеть, и храм, – говорит Наталья Давыдова. – В нашем классе ученики выбрали разные модули нового предмета: и светскую этику, и основы мировых религий, и православие, и ислам. Если цель курса будет достигнута, то, по крайней мере, дети избегнут тех вещей, которых во взрослом обществе избегать не получается.
Компромисс с церковью
Лоббистом введения основ религиозной культуры в школьную программу с начала двухтысячных годов выступала Русская православная церковь. В прошлом году государство пошло на уступки, добавив к началам православной традиции еще пять модулей на выбор детей и родителей: основы исламской, иудейской, буддистской культуры; историю мировых религий и светскую этику. Эксперимент по внедрению «Основ религиозной культуры и светской этики» проводится в 19 областях России, включая Свердловскую. Уроки безотметочные.
Берёзовские четвероклассники приступили к занятиям вместе с остальными участниками проекта в апреле. Как заявляют авторы, если эксперимент пройдет успешно, то с 2012 года курс введут по всей стране. Промежуточные итоги пилотного проекта обещано подвести уже летом – на областной педагогической конференции, затем окружной. По каким критериям будет оцениваться уровень нравственности детей, которую эксперимент призван поднять, неизвестно.
Эксперты критикуют новые школьные пособия
Каждому школьнику, участвующему в эксперименте, на руки выдали учебник своего цвета: светская этика – желтого, православие – голубого, история мировых религий – красная, ислам – зеленый. К каждому учебнику прилагается диск с тематическими материалами по выбранному модулю. Родителям – по методичке. Плюс пособие для учителя.
Как рассказали в берёзовском управлении образования, для муниципалитета учебные материалы ничего не стоили. Все затраты взяли на себя организаторы нравственного эксперимента.
– На сегодня дети приятно впечатлены, каковы учебники по новому курсу, каково их содержание, – говорит педагог первой школы Наталья Давыдова.
Пока учителя и ученики знакомятся с учебными материалами, их содержанием озаботились в Институте Философии Российской Академии Наук. Как выяснили специалисты, неофициально проводившие экспертизу текстов, содержимое новых пособий не может быть рекомендовано в качестве учебников для школ. Опасения философов относятся к учебникам по светской этике, по буддисткой, исламской культуре и истории мировых религий.
По словам специалистов, в ряде пособий их авторы оперируют понятием «души», выдавая ее реальность за научный факт, несмотря на то, что ни наука, ни, к примеру, буддизм существование души не признают. Эксперты из Академии Наук критикуют многочисленные ошибки, допущенные в учебниках. Так, например, слово «культура», по мнению авторов «Основ светской этики», имеет древнегреческие корни, на самом же деле это латынь. Больше всего опасений у сотрудников Института Философии вызывает общий тон текста самого популярного в Берёзовском модуля.
Как пишет в экспертном заключении Олег Зубец, старший сотрудник упомянутого Института, текст учебника по основам светской этики нельзя исправить и довести до приемлемого состояния никаким редактированием. Он, прежде всего, неприемлем по духовно-идеологическому посылу, выражающему желание превратить людей в исполнителей некоторых общественных норм, и по набору доминирующих ценностей – в роту марширующих солдат. По мнению эксперта, никакая философская этика, никакая мораль не может санкционировать подобный подход.