Любовь к детям и к «ковырянию в железяках» привели 38-летнего Сергея Кротова к интересному, редкому и недешевому хобби. Березовчанин восстанавливает советские педальные машинки, велосипеды и по случаю приобретает другие игрушки времен своего детства.
Впрочем, в его детстве игрушек было немного: возможно, так Сергей удивляет и радует не только своих детей – а он многодетный отец – но и мальчишку внутри себя.
Этому увлечению шесть лет. Сколько потрачено сил – не считано: время, когда дело в удовольствие, течет незаметно. Еще больше финансовых вложений: покупка старой машинки или тридцатилетнего велосипеда – одни деньги; восстановление их – уже другие.
Самые крупные и уже готовые экземпляры – две педальные машинки «Радуга». Одна была приобретена (пару лет назад) за 1800 рублей. Почти столько же вышла доставка из Кирова – иногда стоит переплатить за доставку, если стоимость самой игрушки приемлемая. Чтобы купить комплект колес, нужно раскошелиться еще на 1-2 тысячи, за колпаки – еще тысяча.
– Полностью её разбираю, если надо подварить, подвариваю, ставлю новый крепеж из нержавейки (старый ломается и теряется). Далее всё песочится и красится порошковой краской, долговечной и износостойкой, кузов тоже песочится и красится, – описывает Сергей краткий алгоритм действий. – Сам я не крашу. В автомастерской покраска такой машинки обошлась мне в 8500 рублей, краска была моя.
Одну из своих «Радуг», которая практически не каталась по берёзовским улицам, Сергей продает. За 27 тысяч. Пока машинкой не интересуются. Он ждет покупателя, чтобы появились деньги на следующий ремонт: две машинки сейчас полностью разобраны.
Кроме того, в работе велосипед «Ветерок». Такой был в детстве у отца Сергея. Следующим летом Варя и Даша подрастут и смогут кататься на нем, для этого он переделывается из двухколесного в трехколесный. Рисунок на раме и потертые уже надписи березовчанин тоже воссоздаст после покраски.
Сергей Кротов – инженер-конструктор. Его жена Елена в начале пандемии потеряла работу, сейчас она занимается детьми. В хобби Сергей вкладывается по возможности, когда позволяют деньги и время. Шутит: того и другого всегда не хватает.
Самая первая и главная цель березовчанина – доставить радость своим детям. Собственно, первые шаги на пути к коллекционированию были сделаны в то время, как начал подрастать сын. Тогда была куплена первая «Радуга», восстанавливал ее мужчина почти год – хобби не распространенное, и мастер-классов на эту тему в интернете мало. Да и ту информацию, которая есть, нужно тщательно фильтровать. Спасибо дружному виртуальному сообществу единомышленников: реставраторов и знатоков хоть немного, но в сети друг друга находят и советом – помогают.
А вопросов в процессе возникает, конечно, масса. Например, необходимо узнать, как выглядела та или иная деталь на машинке, а она отсутствует. Кротову в этом деле непросто хотя бы потому, что легких путей он не ищет и всегда восстанавливает игрушки до исходного состояния. То есть сохраняя внешний вид именно таким, каким он был задуман …дцать лет назад. Вплоть до цвета.
Да, про первозданный вид говорить сложно. Хоть многие детали в наличии (некоторые занимаются продажей тех же машинок по запчастям, что получается дороже, чем продавать их целиком), но никель и хром сегодня практически не встретить. Сымитирует хромированные детали покраска под хром.
Сергей восстанавливает не только внешний вид и копирует цвет (многие реставраторы так не заморачиваются и красят, «кто во что горазд»), но и мелкие детали, например, маркировку. Иногда такие вещи сохраняются в первозданном виде: на обеих восстановленных «Радугах» указана цена: более ранняя – 21 рубль, та, что постарше – 31 (интернет подсказывает, что в 1980 средняя зарплата составляла 155 рублей). Из-за таких небольших, но значимых деталей и чувствуется дух времени, когда мы жили совсем в другой стране.
В коллекции Сергея две отреставрированные «Радуги» и две, которые ждут своей очереди. Дочки не оставляют отцу выбора: приходится приобретать всё в двух экземплярах. Например, эффектные трехколесные лошадки. На их реставрацию тоже ушло много месяцев. Не без курьёзов: у первой лошадки Сергей сначала неправильно собрал задние колеса. Просто многое делалось мастером по наитию, а когда мужчина купил вторую, более укомплектованную лошадку, перед глазами возникла настоящая картинка. К слову, та неукомплектованная игрушка обошлась земляку в 1800 рублей. Продавцы путались в «показаниях», называя примерные даты изготовления – с 1981 по 1983 годы. Более сохранившаяся лошадка датируется (маркировка прямо на седле) февралем 1992 года.
На этих лошадках катаются трехлетние малышки: обе игрушки входят в багажник легковушки. Гуляют недалеко от дома, в прошлом году выбирались на праздник в Екатеринбург. Там многие радовались, увидев одинаковых девочек на одинаковых лошадках, кто-то выражал восторг узнавания, вспоминая: «у меня была такая же!».
Конечно, таскать на себе эти машинки и лошадей – это непросто (машинка весит 13 кило, советский велосипед немногим меньше), но ответственное отцовство предполагает вложение сил в своих детей. Старшему Вадиму скоро исполнится девять, его папа уже привлекает к каким-то простым делам по ремонту игрушек.
Постепенно коллекция прибавлялась. Красная лошадка (очень узнаваема на вид, видимо, была распространена), велосипед «Школьник» для сына 1982 года выпуска, который уже обзавелся новыми покрышками, потому что старые не пощадило время, холодильник из кухонного гарнитура (800 рублей). Последний появился в коллекции благодаря жене Елене, точнее, ради нее: увидев игрушку в интернете, она вспомнила, что играла с таким в детстве. Продаются и полные наборы из той же серии (мойка, плита).
Из трех купленных мясорубок собраны полноценные две: «у меня же две дочери». У каждой есть машинка для шитья, одна даже с заводской коробкой и колпаком: «у девочек должны быть швейные машинки». Есть у дочек и кроватки для кукол. Одна была приобретена без дна, его Сергей делал сам. Комплекты постельного белья в кроватки сшила бабушка девочек. А еще – советские утюжки, маленькие пианино (рояль без ножек – 700 рублей, ножки вытачивал отдельно), гантели и даже стетоскоп.
– Вот эта штука пережила три современных китайских стетоскопа, – показывая на последний, говорит Сергей. – Хороший пластик, сделано надежно. Эти игрушки отличает то, что всё держится и не ломается. Современное пианино на батарейках работает, пока не сели батарейки, потом нужно бежать за новыми.
Мужчина занимается не только игрушками. Ждёт внимания и заботы ГАЗ 24 «Волга», но Кротов шутит: ей заниматься некогда, тренируется пока «на кошках».
Сергей планирует пополнить свой автопарк и, возможно, принять участие в каком-то городском забеге, например, в День города. Березовчанин будет рад предложениям, хотя понимает, что в данный момент организация праздников под большим вопросом.
Детали, да и сами советские игрушки сегодня на «Авито» и других виртуальных рынках в изобилии. Найти можно всё, правда, многое не в нашем регионе. Здесь спасают транспортные компании. Сложнее искать приемлемые цены: часто они бывают завышенными.
Мне хотелось, чтобы дети развивались. Сейчас очень много техники из серии «папа сидит с пультом управления, и думать не надо». Здесь же идет развитие: дети катаются и после таких прогулок очень хорошо спят, – рассказывает многодетный отец и дядя трех племянников.