Берёзовскому музею золота - полвека
Купеческий особняк
Большой купеческий особняк в 19 веке построил на улице Горушечной купец Федор Кругликов, разбогатевший на торговле вином и скупке золота.
В книге «Старые улицы Березовского» Лилия Янчурина и Татьяна Гребенщикова пишут, что Федор Федулович был человеком неграмотным, выходцем из крестьян Старопышминска. Жил он в этом доме с гражданской женой Петровной, которая была намного моложе. Она родила ему несколько детей, которых отдали «в люди». Огромный капитал он нажил на торговле самогоном, за который с ним расплачивались золотом. Все это было делом незаконным. Во время последней реконструкции под крыльцом дома был найден секретный подвал купца – четырехметровый, отлитый бетоном. Держал купец и несколько лавок, но разбогател не с них.
После революции купец пропал, и в 1919 году в его доме разместился детский дом. По воспоминаниям К. К. Корешковой, после гражданской войны в городе было много сирот и беспризорников, детей разного возраста. Было решено открыть два детских дома – один для детей постарше, другой для младших:
«Малышей разместили в «барском доме». Так в Березовском называли дом управляющего золотопромышленностью. Комсомольская организация, только что созданная в городе, очень многим помогла. Сделали деревянные кроватки, сами сшили подушки и матрацы».
В доме Кругликова жили старшие дети. Так вспоминал это время революционной романтики один из первых комсомольцев города Анатолий Михайлович Катаев:
«Комсомольцы мужественно боролись с разрухой. К примеру, школы и детские дома остались без топлива. И вот члены Союза, юноши и девушки, бросили вызов морозу. По колено в снегу рубили они дрова, а потом на санках развозили их в школы и детские дома.
Вскоре наша организация пополнилась за счет более младших возрастов молодежи, особенно много вступило в Союз воспитанников детского дома. Насколько велика была в то время тяга молодежи в РКСМ, говорит хотя бы такой пример. Детдомовцы не все имели даже обувь. Поэтому зимой на собрания они приходили не все сразу. Придет группа, снимет обувь, а кто-нибудь отнесет ее оставшимся. А иногда даже босыми по снегу бежали в комитет, он находился напротив детского дома (в доме Бойцовой)».
Позже в доме Кругликова разместилась библиотека, а потом поликлиника. Таким он остался в памяти березовчанки Полины Афанасьевны, вынужденной в пятидесятых годах прошлого века поздно вечером обратиться к врачам в поликлинику по Коммуны, 4:
«Этот дом был совсем другим, не таким, как сейчас. Он стоял за красивой кирпичной оградой с аркой над воротами, во дворе росла трава. Внутри было по-домашнему уютно. Доктора, несмотря на поздний час, очень приветливо нас встретили. Там работали хорошие врачи: сразу поставили диагноз, вправили вывих и подвесили руку на перевязь. Больница по улице Коммуны запомнилась мне доброй и теплой».
Первый школьный краеведческий
В конце 30-х годов в Березовский приехала выпускница Минского пединститута, преподаватель истории Цыля Соломоновна Шендерович. Здесь она вышла замуж и стала Сильвой Семеновной Опенкиной. «Этот город для меня и членов моей семьи самый близкий и родной. Березовчане встретили меня как родную дочь. Здесь я вышла замуж, народила детей и вывела их в люди. Здесь я 30 лет проработала в школах города преподавателем истории, конституции, обществоведения и одновременно заядлым краеведом, сумевшим вовлечь в эту работу старшеклассников и актив общественности. Мне выпало счастье на научной документальной основе раскрыть историю города Берёзовского, о котором до этого никаких печатных изданий не было» – написала Сильва Семеновна в 1987 году.
Краеведческую работу она начала в середине 50-х годов. В то время об истории города не было никаких печатных документов. И Сильва Семеновна начала поиски сведений, проливающих свет на 200-летнюю историю города. Увлекшись сама, она заразила историческими поисками и своих учеников:
«Вспоминаю, как в 1953 году в средней школе № 1 был организован краеведческий кружок. Опыта работы у меня не было, заинтересовать учащихся было непросто. Что и говорить, трудностей хватало. Сначала записались 8 человек, потом кружок вырос до ста. Никогда не забуду своих юных краеведов, которые в 50-60-х годах проделали огромную работу по воссозданию истории родного города, особенно своих улиц».
«При помощи юных краеведов удалось создать в школе № 1 небольшой краеведческий музей, торжественное открытие которого состоялось 4 января 1959 года. В нашей области это был первый школьный краеведческий музей».
Экспонатами музея стали коллекция минералов, архивные документы, исторические фотографии города, предметы старого быта, воспоминания старожилов – участников революции и гражданской войны, собранные школьниками. Краеведы продолжали свою работу, фонды музея росли, и вскоре ему стало тесно в небольшом помещении – комнатке площадью 18 квадратных метров.
Народный музей
В 1967 году было решено создать городской краеведческий музей в здании бывшей детской поликлиники площадью свыше 200 квадратных метров по улице Коммуны, 4. Первым директором его на общественных началах стала С. С. Опенкина.
Музей создавали всем миром. Зданию требовался хороший ремонт и перепланировка для создания музейного пространства и размещения экспонатов. Городские предприятия находили необходимые для ремонта материалы, направляли мастеров, художников. Значительную часть подсобных работ выполняли общественники – неравнодушные жители города. Сильва Семеновна вспоминала, как готовилось открытие музея:
«Ни денег, ни штатных работников тогда в нем не было, а так хотелось все побыстрее оформить и открыть экспозицию к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Приходилось обращаться к общественности, просто к жителям города. И люди шли на выручку. Однажды откликнулись на просьбу помочь убрать строительный мусор несколько женщин: А. И. Зубарева, К. А. Дубровина, М. А. Мартьянова, О. В. Чурилова. Славно мы тогда потрудились: и мусор убрали, и полы вымыли».
Оформлением первой экспозиции музея занимались берёзовские художники Ф. Г. Пидорин, В. А. Расковалов, Г. С. Дуров, В. В. Башкайкин. При ее подготовке столкнулись с очередными трудностями: некоторые разделы экспозиции, считала Сильва Семеновна, были неполными. В 1968 году в «Берёзовском рабочем» в статье «Будьте краеведами» она писала:
«Мало собрано фронтовых вещей, а без них экспозиция будет не так содержательна. Хочется увековечить память всех погибших березовчан. Но многие похоронные были присланы не в адрес военкомата, а семьям погибших. Собрать эти материалы тоже нужно, иначе эти фамилии будут отсутствовать в списках. Не удается собрать фотографии и вещи первых женщин, освоивших мужские профессии в годы войны. Их подвиг следует увековечить».
Не хватало списка первых добровольцев, ушедших на фронт Великой Отечественной, не было их фотографий. В апреле 1968 года на собрании председателей уличных комитетов и женсоветов было «принято важное решение о сборе материалов для составления истории улиц и пополнения материалов музея. Составление истории улиц – самая ценная помощь в создании истории города и музея». Эти альбомы до сих пор хранятся в музее.
Весной 1970 года все работы были завершены. Музей получил официальное название – Берёзовский городской народный краеведческий музей. Сильва Семеновна писала: «Музей гостеприимно распахнул свои двери для посетителей. Это было 3 апреля. Березовчанам он с первых дней пришелся по душе. Музей по праву называется народным, ибо все, что в нем есть – это дары трудящихся города и рабочих поселков».
С посетителей музея взималась чисто символическая плата. Взрослый билет стоил 10 копеек, а детский – 5 копеек.
Секретные материалы
В мае 1971 года музей посетила смотровая комиссия, состоящая из представителей исполкома, рудника и общественности и обследовала экспозицию музея. Она состояла из разделов: «Период феодализма и капитализма», «Октябрь и гражданская война», «Предвоенные пятилетки», «Великая Отечественная война», «БЗСК», «Рудник им. С. М. Кирова», «Минералогия», «Природа нашего края».
Из экспозиции были исключены «имеющиеся в материалах сведения, запрещенные к открытому показу». В то время нельзя было говорить о том, что в военное время эвакуированный завод № 261 начал выпускать военную продукцию, что рудник оборудовал установку по изготовлению динамонов, что построен цех по изготовлению капсюлей.
Нельзя было показывать фотографии общего вида и панорамы БЗСК, виды города Берёзовского и шахты «Вспомогательной» до реконструкции, а также фото мотовозной откатки руды с шахты «Южная» в тупик.
В текстовых материалах нельзя было говорить о том, что «в настоящее время рудник им. С. М. Кирова является одним из ведущих золотодобывающих предприятий горно-обогатительного типа», а «рост добычи золота составил 19,1%». Секретом было и то, что в 1967 году коллектив рудника трижды занимал первое место и переходящее Красное знамя Министерства цветной металлургии.
Уровень секретности в то время зашкаливал.
Фрагмент музейного пола с картой Берёзовского золоторудного месторождения до реконструкции
Музей золотоплатиновой промышленности Урала
В 1980 году, после преобразования областного краеведческого музея в музейное объединение, Берёзовский народный музей вошел в него на правах филиала. Была разработана новая концепция музея – он стал музеем «История золотоплатиновой промышленности Урала».
С 1984 года началась работа над новой экспозицией музея. Над созданием ее работали специалисты Свердловского творческо-художественного комбината. В ноябре 1987 года обновленный музей был открыт.
Новая экспозиция начиналась с истории открытия первого российского золота Ерофеем Марковым, диорама шахты 18 века показывала каторжный труд первых золотодобытчиков. Дальше рассказ шел о находке Брусницыным россыпного золота, а в витринах были представлены подлинные орудия труда старателей. В зале «Быт и промыслы» были собраны инструменты и изделия берёзовских мастеровых 18 и 19 веков – сапожников, кузнецов, жестянщиков, стеклодувов, гончаров, краснодеревщиков. Большой, красиво оформленный зал рассказывал о подвиге березовчан в Великую Отечественную войну. Завершалась экспозиция рассказом о послевоенном развитии рудника и города. Украшала музей большая коллекция минералов.
Многие еще помнят ту экспозицию. Особенно впечатляла карта берёзовского месторождения, нарисованная на полу большого зала. Ее очень берегли, ходить по музею можно было только в бахилах из ткани, их на входе надевали поверх обуви.
Надгробная чугунная доска Феодора Граля на стене музея до реконструкции
Ненужный музей
Точно неизвестно, когда купец Кругликов построил свой дом, примерное время постройки – вторая половина 19 века. К 2006 году простоявшее более ста лет здание необратимо ветшало. Протекала и грозила рухнуть крыша, пришла в негодность система отопления, а водопровод и канализация в доме и вовсе отсутствовали. В музее было сыро и холодно. Сотрудники пытались сохранить экспонаты, покрывали лаком пол с нарисованной картой, своими силами делали мелкий ремонт, но положения это не спасало. В июле 2007 года из музея попытались совершить кражу. Вломились через крышу, проделав в потолке дыру. Ничего не похитили, но работать музей уже не мог. Его закрыли на ремонт и реконструкцию, наиболее ценные экспонаты вывезли в хранилища областного музея. И началось…
Единого хозяина на тот момент у музея не было. Экспонаты принадлежали областному краеведческому музею, а здание – муниципалитету. Город не мог найти деньги на ремонт, а областной музей не мог вкладывать средства в чужую собственность. Тем более что в договоре аренды был пункт о том, что в случае необходимости музей в течение пяти дней должен городскую собственность освободить. Переговоры о том, чтобы передать весь музейный комплекс в одни руки тоже длились бесконечно и безрезультатно.
Проект реконструкции все-таки был подготовлен, область обещала выделить средства в начале 2009 года, но кризис 2008 года сорвал все планы. Городу было не до музейных проблем.
Ирина Максимова, директор музея, с горечью говорила:
– Городу музей не нужен, история своя не нужна.
В это время музею очень помогал Валерий Анатольевич Лобанов: на его средства было отремонтировано помещение хранилища, восстановлен забор, издано несколько книг, буклетов и календарей по материалам музея.
Дом продолжал рушиться, оставшиеся экспонаты – приходить в негодность. Музейщики доходили до отчаяния.
Дело реконструкции сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как на встрече губернатора области Александра Мишарина с березовской общественностью в сентябре 2011 года Виктор Иванович Максимов, Почетный гражданин Берёзовского, задал вопрос о судьбе музея. Губернатор пообещал, что музей будет восстановлен.
Здание музея было передано в собственность областного краеведческого музейного объединения, и наконец-то начался ремонт. Он длился почти два года. Не обошлось без мистики. Рабочие очень неуютно чувствовали себя в музее. Необъяснимо отказывала техника, не ладилась работа, как будто кто-то мешал. Музей освятили, а чугунную надгробную плиту шихтмейстера Феодора Граля, которая была принесена с кладбища и закреплена на стене музея, вернули обратно.
Не удалось сохранить знаменитую карту: истлевшее покрытие из ДВП просто рассыпалось в прах. Исторический облик здания тоже не сохранился, но внутри это все тот же дом купца Кругликова.
Музей золота
6 июля 2013 года открылись двери обновленного музея, который стал теперь Музеем золота.
Поменялась концепция музея, в соответствии с ней была обновлена экспозиция. Теперь основная тема музея – золото: что это за минерал, почему его завораживающий блеск на протяжении всей истории человечества имеет такую власть над людьми, как его добывают. Музей раскрывает историю находки первого российского золота и его добычи, историю одного из современных чудес света – самого долгодействующего в мире золотодобывающего Берёзовского рудника.
27 октября 2017 года на углу отремонтированного здания музея была закреплена новая мемориальная доска с портретом основательницы музея С. С. Опенкиной.
Сегодня высокие залы, сверкающие витрины с отреставрированными экспонатами, мультимедийное оборудование, увлекательный рассказ экскурсовода делают экскурсию по музею интересной и познавательной.
Сотрудники музея создают новые программы для школьников, рассчитанные на разный возраст посетителей. В выставочном зале проводятся программы «Крестьянский дом и все, что в нем», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», музыкальные встречи, выставки картин берёзовских художников.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне разработаны экскурсии для школьников, посвященные березовчанам – героям Советского Союза, в мультимедийных киосках собраны фотографии всех наших земляков – фронтовиков и тружеников тыла, что есть в музее.
На территории музея в интерактивной зоне течет искусственно созданный ручей с прозрачной водой и песчаным дном, на солнце в песке блестят искорки. Золото! И ребятня, и взрослые, вооружившись лотками, начинают промывку песка в поисках блестящих совсем как золото пиритов. Настоящая золотая лихорадка! С наступлением лета вновь заработает программа «Золотой ручей».
К сожалению, сейчас коронавирус внес свои коррективы в планы музея, пока он закрыт для посещений.
Одного музея мало
Но чувство успокоенности музейщикам неведомо, ведь большое количество экспонатов осталось за рамками сегодняшней экспозиции:
– В музее много материалов и документов, которые могут показать и рассказать историю города еще подробнее и интереснее, – говорит директор Музея золота Ирина Максимова, – лишь небольшие витрины посвящены пионеру крупнопанельного домостроения Алексею Тимофеевичу Смирнову, истории создания и развития УЗПС. Мы не успеваем рассказать обо всём!
Нужен ещё один музей – краеведческий, который рассказывал бы о природе, флоре и фауне нашего края, об истории и развитии Берёзовского, его предприятий, о наших земляках.
А Музею золота необходима еще библиотека-читальня. В хранилище музея втуне лежит многотомное уникальное собрание старинного «Горного журнала». Невозможно выдавать на руки этот кладезь информации, но изучение издания в читальном зале музея дало бы новые возможности школьникам и студентам.