Старожилы Новоберёзовского микрорайона помнят, как поднимался над лесом и улетал огромный серебристый шар с подвешенной к нему кабиной.
И не шар даже – кому-то он напоминал матрац, а кому-то слона, спрятавшего хобот. На одном боку «слона» было название – «Урал-3». Сорок лет назад в лесу около поселка проходили испытания дирижабля в виде вертикального крыла, созданного в конструкторском бюро под руководством Давида Бимбата – участника Великой Отечественной войны, конструктора, изобретателя, дирижаблестроителя и романтика. 22 августа 2024 года ему бы исполнилось 100 лет.
Давид Залманович Бимбат родился 22 августа 1924 года в Нижнем Новгороде, в семье рабочего-переплётчика. С 10 лет Давид уже помогал отцу переплетать документы в различных учреждениях города.
В школе он познакомился с творчеством Жюля Верна.
Из воспоминаний Давида Бимбата: «Я зачитывался его фантастическими романами. Сначала по молодости всё принимал за правду. Жюль Верн воспитал во мне страсть, непреодолимое желание к полётам на воздушных шарах и межпланетным путешествиям. Читая в детстве Жюля Верна, я твёрдо решил лететь на Луну, другие планеты, в далёкий космос. Вторым моим учителем был Константин Эдуардович Циолковский. Я неоднократно перечитывал его произведения. В общем, в 14-15 лет я был вполне грамотным специалистом по космонавтике».
В 1936 году на экраны страны вышел фильм «Космический рейс», и Давид с друзьями решили построить ракету своими силами.
Из воспоминаний Давида Бимбата: «Пороха у нас было достаточно. И мы считали, что до Марса нам его не хватит, но до Луны, во всяком случае, дотянем».
Было испытано несколько малых ракет, но пожар во дворе кондитерской фабрики, где производились ракетные старты, положил конец работам «космической компании».
Из воспоминаний Давида Бимбата: «Тогда я решил ехать в Москву. На Курском вокзале висела большая афиша: в планетарии лекция на тему «Межпланетные путешествия». С вокзала – прямо на Садово-Кудринскую, в планетарий. После лекции познакомился с лектором, Павлом Владимировичем Войниловичем. И на полном серьёзе задал ему вопрос: «Вы не собираетесь лететь в космос?» И рассказал ему о космических делах нашей компании пацанов и нашей подготовке к полётам в космос».
Лектор познакомил юного экспериментатора со специалистами-ракетчиками, которые, убедившись в серьёзности его намерений, написали письмо в Горьковскую детскую техническую станцию, где Давиду разрешили работать над ракетами под наблюдением технических руководителей.
Война резко изменила судьбу вчерашнего девятиклассника. 2 июля 1941 года комсомолец Давид Бимбат был направлен городским комитетом ВЛКСМ на государственный авиационный завод, где до 5 сентября работал слесарем-монтажником. Затем он три месяца отучился в 10-м классе, а 7 декабря 1941 г. ушел добровольцем в Красную Армию.
Служил в городе Горьком в противотанковом истребительном батальоне рядовым подрывником-пиротехником, затем – в Ижевске курсантом, исполняющим обязанности замполитрука полковой школы. 1 апреля 1942 г. его отозвали, уволили в запас и по распоряжению Горьковского горкома партии направили на работу ответственным секретарём газеты «Голос ударника» на Горьковский металлургический завод. В этот короткий «мирный» промежуток он успел экстерном закончить 10-й класс школы, а 18 августа 1942 года снова ушёл добровольцем. Давид Залманович Бимбат участвовал в боях на Курской дуге, прошёл от Белгорода до Полтавы, был ранен. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».
После войны работал в типографии Ленинградского политехнического института, вернулся в Горький, работал переплетчиком и учился. В 1956 году он окончил моторостроительный факультет Казанского авиационного института и был направлен в Нижний Тагил в танковое КБ. Именно в это время Давид Залманович начал изучать специальную литературу по воздухоплаванию и дирижаблестроению.
К этому времени советское дирижаблестроение, пережившее кратковременный взлёт в годы первых пятилеток, фактически перестало существовать. Но открытие громадных сырьевых ресурсов в труднодоступных северных районах страны вновь заставило вспомнить о дирижабле – летательном аппарате, способном транспортировать крупногабаритные грузы и выгружать их вне аэродрома. Вынесение вопроса о строительстве дирижаблей на страницы центральной прессы способствовало организации многочисленных общественных конструкторских бюро дирижаблестроения.
В 1962 году Давид Бимбат вместе с коллегами организовал Уральское общественное конструкторское бюро дирижаблестроения и стал его руководителем.
В 1964 году после публикации в «Комсомольской правде» статьи «Дирижабли просятся в небо» работой молодых конструкторов заинтересовались кинематографисты, которым для съемок фильма «Гиперболоид инженера Гарина» нужен был дирижабль.
По заказу киностудии имени Горького общественное конструкторское бюро разработало летающий макет дирижабля «Урал-2», который полностью удовлетворил режиссера фильма Александра Гинцбурга. Он был построен под руководством Давида Бимбата в мастерских киностудии за два месяца. «Урал-2» стал первым отечественным дирижаблем с оболочкой, наполненной гелием.
Первый полет на этом дирижабле в марте 1965 года совершил сам Давид Залманович на свой страх и риск, не имея диплома пилота, в районе деревни Машкино у Химкинского водохранилища. В течение двух недель «Урал-2» выполнил еще несколько полетов для съемок фильма.
Дирижабль нужен был всем – нефтяникам, строителям ЛЭП, заготовителям, жителям крайнего севера. Но никто не был готов финансировать разработку и строительство дирижаблей. Не было и производственной базы. В конце 60-х годов Давид Залманович переводится в трест «Уралэлектросетьстрой» и переезжает в Свердловск. Здесь он возглавляет конструкторское бюро дирижаблестроения и пневматических конструкций. Производственная база КБ находится в Новоберезовском микрорайоне.
Подготовлено по материалам Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила, журнала «Воздухоплаватель», газеты «Тагильский рабочий».