5 ноября на сцене концертного зала дворца культуры «Современник» состоялось трибьют-шоу «Хиты на все времена» – сольный концерт Елены Костюковой.
Это был первый сольный концерт в жизни артистки и совсем не случайно, что он состоялся в Березовском: мама Елены – коренная березовчанка, дедушка ее был шахтером. И хоть всё детство Лены было связано с екатеринбургскими улочками и детворой, но в старшей школе, когда семья переехала в Березовский, девочка поняла: творчество, музыка и сцена – это для нее и про нее. Элитный лицей, в котором училась в Екатеринбурге, места творчеству не давал, а театральная студия в школе искусств № 2 вдруг открыла для девушки тот мир, который прежде был для нее незнаком, но тем не менее оказался таким желанным.
– Это был для меня новый мир, который меня захватил. Увидела в этом для себя много смысла, было очень интересно, даже завораживало. Помню, Алена Аркадьевна (Фыгина, ныне заместитель директора ДШИ № 2, – прим. ред.) начала играть, это была какая-то чувственная песня, и всё вокруг заиграло красками, – вспоминает Елена. – Попробовав на вкус этот мир, я решила поступать в музыкальное училище.
Свердловское музыкальное училище имени Чайковского (отделение музыкальное искусство эстрады) – сделано. Несмотря на то, что было очень нелегко, без базы, без начального образования. Впрочем, постепенно опыт приобретался – в студиях на базе театра эстрады в том числе.
Нельзя сказать, что, ступив на путь искусства, она пошла наперекор родителям: папа – профессиональный музыкант, гитарист, играл в разных ансамблях, гены сыграли своё. Да, мама с дочкой разговаривала – мол, может, найти что-то стабильнее и серьезнее, тем более даже глава семьи в сложные годы ушел с пути творческого и занялся более приносящими деньги делами, но зов души оказался сильнее. И, наверно, как всегда, очень многое решил случай.
…Это был проект театра Музкомедии, который объявил масштабный кастинг. Московский режиссер ставил экспериментальный мюзикл у нас, театр активно себя продвигал путем «приходите все», а музыкальным руководителем проекта была педагог по вокалу, которая учила второкурсницу Лену. Еще в аудитории она пригласила всех своих студентов попробовать силы, и девушка даже пришла на кастинг с кем-то за компанию, но, увидев мимолетом анкеты других участников, вереница которых создавала очередь в несколько десятков метров, разорвала свою, подумав примерно следующее – «куда уж мне в лаптях за паровозом». И преподавателю потом сказала – мне рановато, а та неожиданно согласилась, мол, придёт твое время, девочка. Но только «время девочки» наступило неожиданно раньше.
– Нескольких девочек у нас взяли на третий тур кастинга, и я пошла как группа поддержки, посидеть под дверью. И вот однокурсница выходит радостная – ее взяли – и следом за ней женщина: «Кто-то еще хочет попробовать? Последний шанс», – рассказывает Елена. – И тут я, уже одетая, повинуясь непонятному импульсу, скидываю с себя одежду и забегаю в аудиторию. Была на таких эмоциях, что даже и не вспомнить сейчас, какие задания выполняла. И тут мне говорят, что меня берут. И для меня, и для моего педагога это был шок.
Это одна из золотых глав в биографии Елены Костюковой. Спектакль – ремикс-опера «Свадьба Фигаро» – был номинирован на премию «Золотая маска», а молодая артистка, сыгравшая травести Керубино, удостоилась этой премии. Одна из сотен претенденток на роль, она – внезапно для себя и собственной уверенности в себе как готовой артистки – стала лучшей.
Личная победа и знакомство с Коляда-театром толкнули Елену к «вышке» в той же сфере, она поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт и через несколько лет, как подтвердил диплом, стала актрисой театра драмы и кино. 10 лет ее творческой биографии посвящены Николаю Коляде и его детищу, это было настоящее знакомство с драматическим театром. «Мертвые души», «Скрипка, бубен и утюг» и еще много и много спектаклей, где можно было видеть Елену Костюкову – за эти годы случились и сотни незаметных массовок, и десятки главных ролей, и даже одна роль специально для нее – поющая. У Николая Коляды практически не поют в спектаклях, а именно для Костюковой он такую роль нашел, в «Пиковой даме».
– Коляда полон сюрпризов, как все гениальные люди. Надо быть психически сильным, чтобы с ним работать. Он очень добрый, очень справедливый, хочет добра для своих актеров. Мы каждый год были на гастролях в Москве, он нас селил в хорошие отели, не экономил на нас, это всегда были какие-то каникулы для нас, – вспоминает певица. – Но наступил период, когда захотелось уйти из-под опеки, стать самостоятельной.
После камерного театра, который стал одной из визитных карточек интеллигентного Екатеринбурга, у Елены началась новая глава в жизни. Началась ярко – в Индии. Полгода девушка прожила на ГОА, это было время духовных поисков и поисков себя, время перезагрузки и переосмысления. Она нашла для себя «религию не веры, но опыта» – тибетский буддизм – и серьезно занялась его изучением. По жизни человек ищущий и любопытный, она еще на Урале побывала в буддийском монастыре в Качканаре и, решив, что эти знания и практики идут с ее душой в одном направлении, стала развиваться в этом направлении. Тибетский буддизм, его главные люди и опыт привлекают ее и по сей день, но всегда оставаться на чужбине она не могла – пришла пора возвращаться. В Екатеринбурге Елена занялась педагогикой, неожиданно для себя обнаружив, что приносит в этой сфере больше пользы, чем просто находясь на сцене в качестве артиста.
Правда, педагогика педагогике рознь – бумажная работа в детском центре отнимала столько времени и сил, не смотрела на выходные и не обращала внимания на отпуск, а потому дала Елене задуматься – этого ли она хочет в жизни. И эта самая жизнь неожиданно обратила ее взгляд в сторону родного Березовского, где живет папа, где пустует квартира, где требуются свежие кадры в такой осовремененный за последние годы «Современник».
– Сначала была мысль – как жить после мегаполиса в посёлке? А потом я зашла в «Современник» и забыла, что я в поселке, – вспоминает ныне руководитель эстрадной группы «Мажорика». – Такая сцена, такая аппаратура, такой звук – всё на уровне!
Елена Костюкова преподает сегодня вокал и сценическое искусство юным жителям Новоберезовского. «Мажорика» и их руководитель активно выступают на городских концертах, а еще одно достижение Елены – первый сольный концерт, случившийся именно здесь. Как признается – в такой зал не стыдно было позвать близких друзей из Москвы – уровень!
– Это кайф, восторг, развитие, куча эмоций. Очень благодарна зрителям, без них ничего бы не случилось. Сначала переживала, хоть бы минимум набрался, чтобы не отменили концерт, – улыбается она. – Самое главное в деле – это развитие. Ты можешь в суперместе работать и совсем не развиваться, а можешь расти в менее популярном пространстве.
Репертуар Елены Костюковой – в основном англоязычный, немало времени она посвящает изучению языка. Также в ее расписании встречи с екатеринбургскими друзьями, медитации, прогулки по Тропе здоровья и разные ритмы, когда шум мегаполиса сменяется ровным дыханием района, где сегодня так часто можно услышать ее голос.