81 год назад началась Великая Отечественная война. Так давно, что кажется – можно уже и забыть… Но это только кажется.
Война жестоко прошлась по каждой советской семье. Тоже миллион раз повторенная фраза, не ставшая от этого менее правдивой. Память о той войне живет в нас уже на генетическом уровне и передается из поколения в поколение.
Этой весной Центр детского творчества провел конкурс работ «Детство, опаленное войной». Об истории своих семей, о родственниках, прошедших войну, сегодня рассказывают берёзовские школьники.
Кира Упорова, 3 класс школы № 30:
– Я решила спросить об этом тяжелом времени у своей прабабушки. И вот что она мне рассказала.
Моя прабабушка Тамара Григорьевна Мизгирева родилась в 1942 году в поселке Гаранинка Алапаевского района Свердловской области.
Отец погиб на фронте, мать работала в лесу. В семье было пять человек. Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях, а дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг. Так и пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого. Жили дружно.
Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель выращивали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня. От нехватки еды ели листья, шишки и траву.
Окончание войны отмечали в кругу семьи, плакали от радости.
В школу прабабушка пошла в 1949 году. Она рассказывала: «Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали пестами в деревянных ступах или просто руками. Собирали лебеду, полевой хвощ, щавель. Пасли скот, иногда боронили, возили навоз».
Захар Смирных, 3 класс школы № 30:
– О войне я знаю только по книгам и рассказам взрослых. Знаю, что это очень страшно!
У моего крестного отца есть бабушка. Её зовут Александра Григорьевна Елёмина. Родилась она в деревне Бардовка Башкирской АССР в ноябре 1927 года. Точную дату не помнит, документы сгорели.

Мать погибла, когда ей было три года. Отец работал заведующим складами. Они переехали в Уфу. Когда началась война, ей было 14 лет, училась в 6 классе. Отца забрали на фронт. Там он и погиб.
Александра Григорьевна бросила школу, уехала в Ленинград, устроилась работать няней в семью, а позже их отправили снова в Уфу.
Устроилась на работу. Делали таблетки против дизентерии и отправляли их на фронт. Работали, но есть было нечего, потому что всё отправляли на фронт. Когда по радио объявили об окончании войны, все плакали. Плакали от радости.
А после войны восстанавливали разруху. Еда появилась, но все было по талонам, по норме. Но они верили в лучшее. Многие остались сиротами, сами искали дорогу в жизни. Но никто не сдавался. Александра Григорьевна после войны переехала в Екатеринбург и работала путевым рабочим.
Данил Лашевич, школа № 30:
– Наши предки родом из Северного Казахстана, они жили в селе Старосухотино. Мои прапрадедушка Тимофей Иванович и прапрабабушка Анна Михайловна Кузнецовы до войны работали в колхозе.
Грянул грозный 1941 год. Объявили всеобщую мобилизацию. Моего прапрадедушку призвали в ряды Красной армии, когда ему было 26 лет.
Направили его в Северную Маньчжурию. В то время, когда советские войска уже наступали по всему германскому фронту, армия японцев наращивала боевой потенциал в Северной Маньчжурии. В августе 1945 года японцев разбили наши войска, но до полной победы над японской армией было еще далеко. Только в апреле 1946 года мой прапрадед вернулся домой.
Моя прапрабабушка с тремя маленькими детьми оставалась в селе, где остались старики, женщины и дети. Все мужчины ушли на фронт. Все кто мог, включая стариков и детей, работали в фонд обороны, ради победы.
В 1942 году, близ станции Тайнча, в селе Старосухотино, была сформирована учебная лётная часть. На станцию прибывали молодые лётчики, которые на аэродроме обкатывали лётные машины и приобретали навыки, нужные на фронте.


Моя прапрабабушка работала в столовой этой лётной части. Она много рассказывала о том трудном времени.
Она уходила на работу, а дети оставались дома одни. Кушать было нечего, топить печь нечем. Ели траву лебеду, очистки от картофеля, печи топили камышами. Двое прапрабабушкиных детей умерли от голода.
В это тяжелое для всех время, люди старались помогать друг другу, чем могли. Делились едой и кровом. В 1945 году война закончилась нашей победой. Постепенно в село стали возвращаться с фронта оставшиеся в живых солдаты. Все принимали активное участие в восстановлении страны.
Макар Макаров, 1 класс школы № 10:
– Валерия Ивановна Пастухова (Якунина) – моя прабабушка. Она родилась 22 декабря 1927 года в семье сапожника и домохозяйки, всего в семье было четверо детей. Жили в Свердловске, очень скромно, но дружно. Папа шил обувь, а мама могла из простых продуктов приготовить очень вкусно. Трое детей учились в школе, а старший брат работал.
Когда началась война, брата Сергея забрали на фронт служить в артиллерийских войсках, ему было 19 лет. От Сергея приходили письма с фронта, а в 1943 году он погиб, сражаясь в бою под Сталинградом.
А моя прабабушка со своей старшей сестрой Леной пошла работать на завод, ей тогда было 14 лет. Приходилось много работать, часто оставались на работе ночевать, спали прямо возле станков. Так и жили: придут домой на короткое время, возьмут какой-нибудь еды, и опять на завод.
После войны прабабушка осталась работать на том же заводе и продолжила учиться в вечерней школе.


Кира Потапова, 6 класс школы № 10:
– Зиатдин Минбаевич Арусланов родился 15 января 1923 года в деревне Малая Цильна, ныне Дрожжановский район Татарстана. Окончил 5 классов. В 1939-1941 годах работал слесарем в паровозном депо города Карпинска.
В 1941 году был призван в Красную Армию, на фронте с апреля 1942 года. Воевал на Ленинградском и 2-м Белорусском фронтах. Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда, в боях за освобождение Белоруссии, Эстонии, Польши. К лету 1944 года красноармеец Арусланов – автоматчик 314-го стрелкового полка 46-й стрелковой дивизии.
28 июня 1944 года в районе населенного пункта Таммисуо, пригорода Выборга, взял в плен немецкого корректировщика. В бою близ озера Хеколампи вынес с поля боя раненого начальника штаба полка. Награждён орденом Славы 3-й степени.
15 января 1945 года у населенного пункта Пултуск при отражении контратаки врага красноармеец Арусланов уничтожил 5 солдат, затем, преследуя неприятеля, первым ворвался в его траншею, награждён орденом Славы 2-й степени.
2 апреля 1945 года у населенного пункта Ноендорф в 4-х километрах юго-восточнее города Данциг ефрейтор Арусланов в составе группы разведчиков проник в тыл противника. Разведчики сообщили координаты укрепленных позиций, завладели складом оружия. Результаты рейда: сотни убитых и раненых, 38 пленённых немецких солдат и офицеров, сотни трофейных пулемётов и автоматов. Награждён орденом Славы 1-й степени, стал полным кавалером ордена Славы.
В 1946 году старшина Арусланов был демобилизован. Работал газоэлектросварщиком в Свердловске, на Челябинском трубопрокатном завод. В 1970 году вернулся в Татарию. Работал сварщиком на строительстве Камского автозавода, в автотранспортном хозяйстве № 2 ПО «Камгэсэнергострой» в Набережных Челнах. С 1982 года жил в городе Буинск, до выхода на пенсию в 1993 году работал на Буинском сахарном заводе. Скончался 10 марта 1999 года.
Награждён орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-х степеней, медалями, в том числе медалью «За отвагу».
В городе Буинске ветерану установлен памятник.
Юлия Павлович, 3 класс школы № 10:
– Мою прабабушку звали Зинаида Дмитриевна Немова (Ерошкина). Она родилась 26 мая 1930 года в деревне Малая Дроинка Рязанской области Чапаевского района. В семье было семеро детей.
По рассказам прабабушки, они жили очень тяжело: отец умер до начала войны, а мама в самом её начале. Когда началась война, Зинаида закончила 3 класс. Младших братьев и сестёр забрали в детский дом, а старших отправили колхоз. Рано пришлось вступить в трудовую жизнь, работать наравне со взрослыми. Так и прошло военное детство на колхозных полях. Еды не хватало, одевались очень бедно. Девочке приходилось браться за любую работу: в лесу собирала смолу, работала на полях, убирала овощи.
На работе Зинаида познакомилась с будущим мужем. Потом вместе с ним уехали на заработки на Северный Урал. Здесь они жили после войны, и здесь родились их дети.
Братья и сёстры, когда стали старше, связывались с Зинаидой и навещали друг друга. На родину Зинаида больше не ездила, так как были тяжёлые воспоминания из детства.
Моя прабабушка умерла в 2017 году.

Дмитрий Орлов, 2 класс школы № 29:
– Когда началась война, моему прадедушке Вадиму Петровичу Шипулину было чуть меньше года, он родился 8 июля 1940 года в городе Берёзовском. Его папа Шипулин Петр Иванович 1914 г.р. в возрасте 27 лет ушёл на фронт, дома его остались ждать жена и двое детей, одним из которых был мой прадед.

Петр Иванович дошёл до Берлина. Он был водителем и подвозил боеприпасы и продовольствие боевым частям. Вернувшись домой, он не любил говорить о войне, поэтому военных рассказов в нашей семье сохранилось не много. Он награждён орденами «Красной звёзды» и «Отечественной войны», а также медалями «За отвагу», «За освобождение Москвы», «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина».
С фронта не вернулись 3 дяди моего прадеда. Младший брат отца пропал без вести под Брестом в первые дни войны, ему было всего 20 лет. А два брата матери, Иван Павлович Роднов, командир танка, и Василий Павлович Роднов, водитель танка, погибли в апреле 1945 года по подступах к Берлину в танковой атаке Зееловских высот.
У людей, детство которых выпало на военные годы, самое большое воспоминание – голод. Есть хотелось все время. Прадедушка рассказывал, что детям фронтовиков был положен паёк, в основном это был молочный кисель. Получив его, мой прадед всегда съедал его по пути домой, стараясь угостить знакомых ребят, которым не было положено дополнительного питания.
Война войной, но дети все равно оставались детьми, им хотелось играть, и зачастую они забывали про голод и страх перед будущим. Прадедушка помнит до сих пор одну интересную историю, которая случилась с ним в детстве.
Однажды мама отправила его к его бабушке, отнести полбулки хлеба, его тогда получали по карточкам. Было жаркое лето, дорогу прадедушка знал хорошо, и вот по пути он встретил двух мальчишек, которые играли большим деревянным танком. Он так его заинтересовал, ведь игрушек в то время совсем не было. Мальчишки были старше его, и увидев, что танк привлек внимание, предложили обменять его на хлеб. Прадедушка так обрадовался, что позабыл обо всем на свете, даже о том, что его могут наказать за такой обмен. Хлеб был самым ценным товаром – вернее бесценным. Наказали его или нет, прадед не помнит, но тот танк он вспоминает часто и даже делает нам деревянные игрушки.
Конечно, в то тяжелое время большим подспорьем был свой огород. И летом жилось полегче, ведь можно было ходить в лес за ягодами и грибами, а также рыбачить на реке Берёзовке, там, где сейчас находится скейтпарк.

В воспоминаниях прадедушки есть еще одна забавная история:
– В 1945 году вернулся с фронта мой отец и привёз мне кулёк шоколадных конфет, – вспоминает прадед.
– Ну, это сейчас, я знаю, что это были конфеты, а тогда я подумал, что это кубики и строил из них домики. Как же я удивился, когда узнал, что эти кубики можно есть и они такие вкусные. Вкус тех кубиков я помню до сих пор!
Позже, после войны отменили карточки, но хлеба все равно было мало, приходилось вставать в 6 часов утра и идти занимать очередь. В магазинах появились товары, но они были дорогие и не все могли себе их купить. В кинотеатре показывали трофейные фильмы, все мальчишки любили смотреть их по нескольку раз.
Прадедушка рассказывал, что после войны было много пленных немцев и румын, они строили деревянные двухэтажные дома на Советском посёлке.
– Как пленных конвоем вели мимо 33 школы, мы с девочками очень боялись, а вот мальчишки выбегали и кидались в них снежками, – вспоминает школьная подруга моего прадеда.
Анна Смирных, 3 класс школы № 30:
– Моя прабабушка Лидия Дмитриевна Давыдова (Коромыслова) родилась 23 февраля 1925 года. Жили они в деревне Сергеевка Пермского края, Чернушинского района.

Когда началась война, ей было 16 лет. В деревне на столбе был громкоговоритель. Они слушали объявление о начале войны и плакали. Но думали, что война будет не долгой. Мужчины все ушли на фронт. А бабушка и ее подружки стали работать в поле. Убирали урожай, таскали тяжелые мешки, пахали землю плугом. Очень тяжело было плуг поднимать.
Бабушка окончила 7 классов и школу бросила, потому что она находилась за 20 километров. Ее сделали учетчицей в колхозе. Скакала на лошади без седла по полям ,мерила угодья. Вся семья голодала, кушать было совсем нечего.
Однажды она разрешила голодающей женщине с маленькими детьми взять из-под веялки всякие охвостья, солому с попавшими в нее зернами. Колхозники увидели и донесли на бабушку. Ее, девчонку, посадили в тюрьму. Столько горя и слез было. Тюрьмы были заполнены таким же горемыками, как моя прабабушка.
В день, когда объявили победу, прабабушка была в тюрьме.
В барак зашел охранник и сказал: «Спите, а война то закончилась!».
Все девушки вскочили, начали обниматься, плакать. Этому охраннику чуть ли не целовали сапоги.
Он сказал им: «Скоро будет амнистия, и вас всех выпустят».
И действительно, после победы была амнистия. Прабабушку освободили и дали чистые документы.

Прабабушка в деревне жить не смогла. Было очень обидно за тюрьму, и председатель начал ее притеснять. Она уехала в Свердловск. Это было непросто. Уехала к дальней родственнице, даже не зная адреса. Ее приютили. Помогли устроиться на работу, на железную дорогу проводницей. Там хлеба на карточку давали 700грамм, а на других работах только 400. Было голодно, хлеб давали по карточкам.
Еще прабабушка гордилась, что работала в лучшей бригаде. Их состав первым поехал в Ленинград. Еще она вспоминала, что было много воришек, и детей тоже. Даже карточки могли украсть, на целый месяц выданные – как хочешь, так и живи.

Брат прабабушки Василий Дмитриевич Коромыслов был убит перед самой победой. Он воевал в 477 Артиллеристском полку, 13 легкой артиллеристской бригады, 22 дивизии и был награжден медалью «За отвагу».

Муж сестры Татьяны Григорий тоже воевал, был ранен, вернулся домой без руки.
14 октября 1947года в Свердловске прабабушка вышла замуж за моего прадеда, Ивана Андриановича Давыдова. Он был награжден медалью за отвагу, эта медаль для солдата очень дорогая и важная.

7 ноября 1948 года родился мой дедушка Давыдов Владимир Иванович. А в 1951 году у них родилась дочка Галина.
Прабабушка умерла 5 ноября 2021 года в Екатеринбурге, ей было 96 лет.

Денис Белых и Кира Толмачева, 7 класс школы № 9
На страницах нашей работы мы рассказали о наших родственниках, переживших блокаду. Блокадные страницы истории наших семей – это маленькая частичка большой истории страшных 900 дней блокады.
Денис:
– Людмила Михайловна Корсакова и ее сын Михаил Георгиевич, мой прадед, жили в Ленинграде, когда началась блокада. Прадеду было всего 3 года.
Его мама работала на заводе во время блокады. Так как она была рабочей, ей выдавали 250 граммов хлеба. Прадеду и его бабушке по 125 граммов. Бабушка откладывала хлеб под подушку, чтобы потом сухарями кормить Мишу. Сама она через какое-то время умерла от голода. Они остались вдвоем с мамой.
Им приходилось ходить за водой на канал Невы. Маленькими кастрюльками носили воду домой, потому что на большие емкости у них даже не хватило бы сил. Стояли в очередях за хлебом. Зимой, когда был жуткий мороз, они обогревались дома, как могли. Спали в теплой одежде. Жгли всё, что можно, лишь бы не замерзнуть: книги, газеты, даже половые доски – разбирали дома, в которых уже никто не жил.
Людмила Михайловна много раз рассказывала, как много погибло людей на ее глазах. Очень страшно это было слышать… На улице лежали в сугробах мертвые, их даже никто не замечал, этому уже не удивлялись даже… У всех, кто проходил мимо, была одна цель: взять хлеба и воды и дойти до дома. Потом проезжала грузовая машина и собирала мертвых. Многие даже не знали, где похоронены их родственники.
Они пытались разными способами эвакуироваться, но не могли. Тогда мама Людмила Михайловна приняла решение отдать сына в детский дом на время, чтобы его эвакуировали с детским домом… Тогда в первую очередь пытались эвакуировать детей из таких домов. На это было нелегко решиться, потому что фашисты бомбили и город, и тех, кто пытался покинуть Ленинград. Она могла вообще с ним никогда больше не увидеться. Но, наверное, у нее не было другого выхода.
Прадеда Мишу эвакуировали с детским домом в город Ирбит Свердловской области. Людмиле Михайловне удалось эвакуироваться позже с заводом в Челябинскую область. Потом, по ее рассказам, она отпросилась и нашла Мишу в Ирбите. Нашла его по какой-то метке, которую она оставила на его руке. Она рассказывала, что все эвакуированные дети в детской комнате были на одно лицо, худые и бледные. Она не смогла бы узнать сына, поэтому эта метка ей очень помогла. Каждый раз, когда она рассказывала моим родственникам про блокаду, она плакала…

Михаил Георгиевич Корсаков всю жизнь прожил в Берёзовском, отслужил в армии, окончил техникум. Поднялся до начальника узла связи Берёзовского. Под его руководством была запущена первая АТС в Берёзовском. Вот таким был мой прадед, и я им горжусь!
Кира:
– Две мои прабабушки были детьми войны, а мои бабушка и дедушка, по счастливой случайности, оказались детьми тех, кто пережил блокаду.
Евгения Ивановна Маслакова – моя прабабушка, ей было всего 3 года, когда началась война. До 5 лет она вместе со своей мамой прожила в блокадном Ленинграде. Отца сразу же забрали на фронт. И она помнила, что очень хотелось кушать. Через какое-то время прабабушку вместе с мамой эвакуировали на Урал. Жила со своей мамой в деревне недалеко от Кирова.
В годы войны, ребенком, она уже вместе с мамой работала в колхозе. Собирала мерзлую картошку, хлебные колоски, чтобы не умереть с голоду, пахала на коровах, по вечерам шила рукавицы для фронта. Чтобы как-то выжить, кушали лепешки из травы, и даже надеть нечего было, как рассказывала прабабушка:
– Одежонка у нас была ветхой.
Жили бедненько, но не ссорились. Гулять ходили, когда было время, но по очереди, так как обуви на всех не хватало. Жители деревни помогали и поддерживали друг друга. Ходили на «помочи».
В школе учебников было мало, приходилось двум-трем ученикам читать один учебник. Писали на бумаге, а то и на газетах, так как тетрадей не было. За хорошую учебу награждали цветными карандашами.
– Учителя нам казались святыми, – говорила прабабушка.

Алла Алексеевна Толмачева – вторая моя прабабушка. Жительница блокадного Ленинграда, родилась в Колпино, что под Ленинградом 26 января 1931 года. Там же пошла в школу, училась хорошо, с одноклассниками жили дружно, помогали друг другу, с большим уважением относились к учителям.
Семья была из четырех человек, отец работал на местном заводе, мать работала там же расчетчицей. Вскоре после начала войны отца забрали на фронт, а Алла вместе с мамой и сестрой остались в Ленинграде. В домах, как рассказывала прабабушка, не было тепла, света. Хлеб давали по карточкам, 80 граммов на ребенка. Отец погиб на фронте. А когда от голода и холода умерли мама и сестра, Аллу вывезли в тыл на Урал.

На Урале стала работать на Уралмашзаводе, где делали продукцию для фронта. Иногда, как рассказывала прабабушка моей маме, спали в цехе, подменяя друг друга. Вот так одномоментно она повзрослела.
Весть о конце войны для каждого была долгожданной, постепенно стали возвращаться к мирной жизни.
Всем миром восстанавливали разрушенное. И прабабушка, будучи подростком, никогда не оставалась в стороне.