Этих людей в белых халатах обычно не видят пациенты, но они играют не менее значимую роль, чем те, кто осматривает больных в своих кабинетах.
Это – люди, которые трудятся в медицинских лабораториях; среди них – Екатерина Бердникова, врач клинической лабораторной диагностики Берёзовской ЦГБ.
– Суть нашей работы – помогать людям, не имея с ними близкого контакта. Мы не видим боль, страдания, смерть, но прекрасно понимаем: за каждой пробиркой, за каждым бланком стоит человек – чья-то мать, чья-то сестра, чей-то сын, – говорит Екатерина Владимировна. – Результаты анализов для нас не просто цифры, а значения, которые могут помочь человеку. Это очень интересная работа.
Лабораторная диагностика – огромный пласт в медицине, который «охватывает» всего человека, от макушки до пяток. С помощью анализов разных биологических жидкостей можно обнаружить или заподозрить множество заболеваний; ни один врач-клиницист не может обойтись без лаборатории при постановке диагноза.
Екатерина поступила в медицинский колледж на отделение лабораторной диагностики после окончания школы № 33. На тот момент она ничего не знала о специализации, но ей попались очень хорошие преподаватели, увлеченные своей профессией, и она заразилась их энергией – красный диплом тому доказательство. Потом были учеба в медицинской академии, интернатура, а после – ЦГБ, куда сначала устроилась врачом-бактериологом.
– Я пришла сюда, и меня приняли, как родную. Помогали, учили. Наш коллектив как семья. И у нас нет специалистов, кто занимается чем-то одним: все умеют делать всё, – рассказывает Бердникова.
Лабораторная диагностика развивается семимильными шагами. Появляются новые методики, которые улучшают качество работы и уменьшают трудозатраты. Меняются оборудование, реактивы.
Классическую бактериологию тоже никто не отменял, и многие ее основы остаются в медицине и по сей день, но сегодня всё работает на скорость. Результаты анализа на сальмонеллез по классике будут готовы через 72 часа, по ПЦР – в течение пары часов.
Местная ПЦР-лаборатория пока работает только с коронавирусом, но врач надеется, что с окончанием пандемии, когда с ковида снимут печать особо опасной инфекции, эта диагностика будет доступна для выявления других заболеваний, например, инфекций беременных женщин, сальмонеллеза, хеликобактера. Современное оборудование и кадры позволяют начать работу, как только термин «красная зона» исчезнет. ПЦР как метод обладает большей чувствительностью, требует меньше временных затрат и биоматериала.
Пандемия коронавируса, когда был развернут ковидный госпиталь, во многом перестроила работу лаборатории: дважды в день полностью одетые в спецодежду лаборантки ходили за пробами, которые затем обеззараживали не раз под ультрафиолетом, прежде чем начать исследование. Все в тот период прошли необходимое обучение на портале непрерывного образования.
В ЦГБ хорошо развита инфекционная иммунология. Это диагностика ВИЧ, гепатитов В и С. Анализы ТТГ, Т3, Т4 помогают эндокринологу в уточнении диагнозов; определение ХГЧ в крови беременной женщины позволяет как можно раньше обнаружить внематочную беременность, когда ее еще не видит УЗИ.
Раньше в ЦГБ было несколько лабораторий – отдельно в детской поликлинике, отдельно во взрослой. С 2018 года она объединенная; кроме той, которая работает с мокротой, речь о пациентах туберкулезного диспансера. Того требуют медицинские стандарты – для работы с носителем опасной инфекции необходимо отдельное помещение. В целом Екатерина Владимировна видит в централизации больше плюсов, чем минусов: легко посоветоваться с коллегой, потому что все вместе; проще помогать друг другу. Правда, помещений, признается, хотелось бы больше: после переезда пришлось приложить немало усилий, чтобы наладить рабочие процессы так, чтобы никто друг другу не мешал.
– Лаборант имеет широкий спектр знаний, знает массу дисциплин: химию, биологию, анатомию, физиологию. Более того: мы работаем на анализаторах и должны понимать, как они устроены. Если что-то случится, я могу открыть дверцу и починить – потому что знаю, что происходит внутри него. И так не только врачи, но и средний медперсонал, – объясняет Екатерина Владимировна.
Базовые исследования – общий анализ крови, общий анализ мочи – это классика. Только сегодня для получения результата требуется гораздо меньше усилий: полоску макнули в мочу – анализатор все посчитал. Кровь из пальца брали в несколько пробирок для определения тромбоцитов, лейкоцитов, и так далее, анализатору же достаточно одной. На одну пробу у специалиста уходило 5 минут, сегодня – минута. Это позволяет увеличивать объемы (Березовский городской округ растет, раньше в день лаборатория справлялась со 100 пробами на ОАК, сегодня 300 это норма), работает на качество. Правда, и анализатор каждое утро подвергается проверке тестовыми материалами: врачам важно знать, что он исправен и выдает верную информацию. Два новых анализатора, закупленных в том же 2018 году, позволяют обрабатывать 60 тестов в час.
В 2020 году ЦГБ стала участником нового проекта: это одна из первых больниц, которая опробовала на себе информационную лабораторную систему.
– Врач в кабинете решает назначить Иванову Ивану Ивановичу анализы. Он (врач) открывает свой компьютер и пишет, что именно пациенту нужно сдать, дает ему направление. Тот идет в процедурный кабинет, сдает анализы, к нам приходит пробирка с именем: Иванов И.И., – объясняет принцип работы системы врач. – Мы открываем систему, видим, что хочет увидеть врач у пациента, присваиваем пробирке код и ставим ее в анализатор. Тот делает тесты и результаты отправляет в систему. Я смотрю – у Иванова такие-то показатели, нажимаю на кнопку «утвердить», и результаты анализов появляются в компьютере врача, в его информационной системе.
Это экономит время и бумагу: распечатывать результаты не нужно (хотя врач это может сделать по желанию пациента). Правда, направления остаются бумажными – с ними удобно тем, кто работает в процедурном кабинете.
Екатерина Владимировна могла уехать в Екатеринбург, предложения были; могла в Санкт-Петербург – сестра звала. Но она любит Березовский, любит свою больницу, любит свой коллектив. Новенькие осваиваются в нем хорошо, а если кто-то и уходит, то по семейным обстоятельствам
Эта информационная система автономна, закрыта для посторонних, никак не связана с интернетом.
Стоит понимать, что лабораторный диагноз и клинический диагноз – разные вещи. Если ИФА выявляет антитела, то врач-лаборант не ставит диагноз «гепатит», он просто констатирует факт, что антитела обнаружены. Если высокая глюкоза, он не ставит диагноз «сахарный диабет». Это сделает (или не сделает) врач на основании результатов анализов, возможно, дополнительных исследований. Если обнаружены антитела к ВИЧ, то такие пробы отправляются в СПИД-центр – и только после его проверки информация передается лечащему врачу.
Безусловно, работа с кровью, мочой и калом не для каждого. Но врачи и медсестры, которые трудятся здесь, не думают об этом с точки зрения обывателя; для них это биологическая жидкость, которую нужно исследовать. Перчатки, маска – руки и кожа защищены; голыми руками ничего не берется; брезгливость, пожалуй, противопоказание к работе. Екатерина Бердникова вспоминает знакомую по колледжу, которая поступила на первый курс, и на занятии по анатомии впервые оказалась в зале с трупом: на разных столах лежали кости, внутренние органы. Девушка развернулась и пошла забирать документы; медицина – это в принципе не для всех.
За каждой пробиркой стоит человек
В Березовской центральной городской больнице есть своя лаборатория, емкости которой хватает для обеспечения всех подразделений.
В нашей лаборатории проводятся различные методы исследования, среди которых биохимические, клинические, иммунологические исследования, оценка свертываемости крови, паразитология, цитология и ПЦР-исследования. В месяц выполняется более 60 000 исследований, большая часть из которых проводится с помощью современных автоматических анализаторов. За последний год открыта лаборатория ПЦР-исследований, поставлен новый биохимический анализатор, в ближайшее время планируется замена еще части оборудования (для иммунологических исследований).
Всего в лаборатории трудится более 20 человек, из них 6 врачей, 10 специалистов со средним медицинским образованием, 2 регистратора, 2 уборщика и сестра-хозяйка. Большинство сотрудников работает в обычном режиме с понедельника по пятницу с 08:00 до 16:00, однако лаборатория работает круглосуточно без выходных, там всегда остается дежурный специалист, который выполняет все методы исследования, необходимые для экспресс-оценки состояния здоровья и помогает врачам специалистам правильно, точно и быстро поставить окончательный диагноз и начать незамедлительное лечение. Заведующий отделением – Анастасия Владимировна Галимова.
По информации пресс-службы ЦГБ