«Где родился, там и пригодился» – утверждение спорное: каждая судьба уникальна. Но для Анастасии Едигаровой так всё и получилось – родилась и выросла в Берёзовском, окончила лицей № 3, а 1 сентября в этом году, сразу после университетской скамьи, познакомилась с родителями и учащимися своего первого класса Г.
Как в 22 года убедить всех вокруг называть тебя по имени-отчеству? Есть отличный способ – стать педагогом. Это, конечно, шутка – в профессию идут совсем не поэтому.
– Когда я общалась со своими одногруппницами, выяснялось, что у многих мамы, бабушки были учителями, у меня же в семье с этой профессией никто не связан, – рассказывает Анастасия Ртищева, которая совсем недавно поменяла свою фамилию, сказав жениху «да» в ЗАГСе. – Напротив, когда встал вопрос о выборе профессии, родные просили меня подумать, хорошо всё взвесить. Не отговаривали, но и воодушевления не высказывали.
Такое же настроение было и у педагогов в университете, куда Настя отправилась по целевому направлению – это значит, что первые годы учительства она должна посвятить именно родному лицею. Часто на лекциях студенты слышали о том, что в школе работать трудно: и с детьми, и с родителями. Возможно, преподаватели так готовили будущих учителей к жизни; мотивация их неизвестна, но вот что факт: из 21 девушки, кто получил диплом учителя начальных классов вместе с Настей, в школу пришли не больше восьми человек. Остальные нашли себе другое занятие.
– Думаю, во многом из-за зарплат учителей. Хоть говорят, что деньги и не главное, но от них тоже многое зависит сегодня, – рассуждает молодой специалист. – Ну и с детьми работать сложно, это правда. Мне кажется, с нами было проще, к тому же нас в первом классе было 20 человек, а сейчас классы переполнены.
Про переполненность говорит хотя бы тот факт, что в лицее набраны четыре первых класса с численностью 30 или чуть менее человек. Анастасия Игоревна делит учебный класс с другим учителем начальных классов – Мариной Герасимовой, та занимается с детьми во вторую смену. Когда Настя сама была в первом классе, Марина Васильевна уже работала в этом же кабинете – педагог с большим опытом. «В классе силами Марины Васильевны очень уютно, чисто, и я стараюсь не отставать».
Ртищева – самый молодой педагог из числа тех, кто учит ребят в начальных классах, остальные у доски уже много лет. Когда учительница создала родительский чат и включила туда родителей своего первого Г, одна из мам сразу вышла оттуда: предпочла перевести своего ребенка в другой класс. Анастасия Игоревна не обиделась, потому что понимает: есть люди, которым принципиален вопрос педагогического опыта. С остальными родителями она уже познакомилась, за месяц работы с детьми негативных откликов не случилось.
Выход на новую работу – стресс. Выход на первую работу – стресс. А когда работа и первая, и новая… Анастасия понимала, что ей первое время, как и ее первоклашкам, нужно адаптироваться, привыкнуть к нагрузке и к учебному процессу. Спасибо коллегам: это в основном родные учителя, поэтому отнеслись тепло и помогают, если возникают какие-то вопросы. Но есть и психологический барьер: если другие молодые учителя легко могут перейти на «ты», общаясь с коллегами в учительской, то Анастасии это недоступно: она еще несколько лет назад сидела за партой и говорила всем исключительно «вы». Еще непривычно пока слышать свое имя рядом с отчеством, когда обращаются родители – все-таки они все старше березовчанки минимум на несколько лет.
В «началку» – так в университете называют специализацию учителя начальных классов – выпускница школы пошла осознанно: ей хотелось работать именно с маленькими детьми. Между детским садом и школой все-таки выбрала школу – воспитатель требует еще больших энергозатрат, чем учитель.
Пандемия коронавируса уже успела повлиять на начало профессиональной жизни Анастасии: университет предполагает обширную практику в школах на последних курсах учебы, но в этом и прошлом годах практическая часть получилась смазанной, потому что многие школы работали в закрытом режиме. Березовчанка подрабатывала репетитором, но это были индивидуальные занятия, поэтому полноценные уроки для нее начались с 1 сентября, в лицее.
– Каждый урок неповторим, его можно сравнить с театральной постановкой, представлением длиной 40 минут. Тема одна и та же, но не существует двух одинаковых занятий. Работа не однообразная, хоть и требует изобретательности, чтобы удерживать внимание 30 первоклассников, которые недавно жили в режиме детского садика, –говорит Анастасия Игоревна.
У неё уже была возможность сравнить усидчивость первоклашек и учащихся 4, 5 классов, когда подменяла других учителей. Признается: ребята постарше слушают лучше, отвлекаются меньше. Первоклассники только знакомятся с дисциплиной, а вот насколько близко познакомятся – зависит только от учителя.
Школьная жизнь начинается с трех уроков в день. Если на первых двух держать внимание класса более или менее удается, то на третьем семилетки уже устают – это чувствуется. Конечно, в вузе педагогов учат специальным приемам, как возвращать интерес к учебному процессу, как утихомиривать отдельных «активистов», но все равно к концу учебного дня нелегко и тем, кто за партой, и тем, кто за учительским столом. После звонка педагога ждет другая работа, бумажная. Анастасии кто-то еще в университете сказал, что работа с детьми – самая романтика профессии; остальное – рутина. И ее тоже немало.
Уделить внимание каждому, если в классе 30 человек, нелегко. Но уже через месяц работы с ними становится ясно, кто тянется к учебе и старается; кто схватывает легко, только ленится и не всегда внимателен, а кому бы еще годик походить в детский сад. Все разные. Универсальное правило для только севших за парту одно – часто менять род занятий, чтобы не уставали; остальные вещи приходится постигать с учетом особенностей каждого. Учительнице не просто и потому, что детям пока негде выплеснуть накопившуюся энергию: из-за эпидобстановки физкультура проходит в классе, а среди парт не побегаешь.
В свое время маленькой Насте Едигаровой с первой учительницей повезло – ей нравилось, как ведет себя, как держит себя с учениками Наталья Филатова. Девушка не скрывает, что пример Натальи Валентиновны тоже повлиял на выбор ею профессии. Конечно, молодой учительнице хотелось бы, чтобы и ее ученики полюбили, как она любила свою наставницу когда-то. Ей очень радостно было услышать от родителей, когда недавно ушла на больничный, что дети скучают и ждут возвращения Анастасии Игоревны.
Про образ учителя
В СМИ периодически появляются новости, едва ли не переходящие в скандал, когда родители замечают в социальных сетях педагога «неподобающую» (например, в купальнике на пляже) фотографию и начинают его стыдить. Обычно сами педагоги на эту тему не высказываются, но иногда дело доходит вплоть до увольнения. Что скажет на эту тему человек по другую сторону конфликта?
– Учитель, прежде всего, человек. Он имеет право на личную жизнь. Но с другой стороны, учитель – это такой образ в глазах многих, на который хочется равняться, который хочется идеализировать, – говорит Анастасия. – Поэтому я считаю, что не нужно переходить рамки – в случае с фото это должны быть приемлемые снимки; а лучше всего держать свои личные аккаунты в соцсетях закрытыми, сейчас есть такая возможность. Лучше закрывать профили от любопытных глаз и добавлять в друзья людей, которых ты сам хочешь добавить, которых ты знаешь. Я закрыла свои страницы еще со времен репетиторства.