Программист с дипломом математико-механического факультета УрГУ, Юлия Сизова организовала в Березовском производство уникальных елочных игрушек.
До появления своих дочки и сыночков относилась к новогодним праздникам достаточно спокойно, но «дети всегда толкают нас к волшебству». Сейчас в ее инстаграме 7500 подписчиков, а игрушки продаются – вне зависимости от мнения большинства о сезонности бизнеса – круглый год.
Диплом программиста и полученные в университете знания служили ей восемь лет, ровно до той поры, как случился первый декретный отпуск. Ведущая IT-компания, молодой креативный коллектив, достойная зарплата – на одной чаше весов, материнство – на другой. Юлия решила не возвращаться в офис, тем более что муж с женой уверены: небольшая разница в возрасте детей сделает их отношения дружнее в будущем. Мише семь лет, Маше пять, близнецам Тоше и Гоше три годика.
С той амбициозностью, присущей березовчанке, осесть дома с ворохом памперсов и бесконечными кастрюлями она себе позволить не могла. Свое дело нашла не сразу и не вдруг: всё началось с личной коллекции елочных игрушек.
– Просто влюбилась в эту тему, стала изучать. Достойные игрушки достать тяжело, все стоящее производится за границей, продается разве что в Москве, – объясняет Юлия. – Китай, конечно, сильно занизил планку, но есть ведь классика: стеклянные игрушки, ручная роспись.
Коллекция 36-летней березовчанки началась с очевидного – с советских игрушек. Часто неказистые, даже нелепые, не всегда красивые, они ценны тем, что навевают на родившихся в СССР самые теплые воспоминания, несут дух времени. Постепенно Юлия, изучая рынок, стала приобретать игрушки европейских фабрик. Там производство в этой сфере шагнуло далеко вперед по сравнению с отечественными, часто плывущими по течению и мало вкладывающимися в развитие цехами и заводами. Но в заказах из Европы оказалось три существенных но. Во-первых, доставка, таможенные сборы сильно, раза в два, увеличивают стоимость игрушки; во-вторых, это другая культура, следовательно, далеко не все елочные украшения будут понятны людям в нашей стране (герои незнакомых сказок или Санта-Клаус-пожарный, рассчитанный на американский рынок, явно будут смотреться странно на русской елке); в-третьих, и европейские фабрики выпускают достаточно брака, а выяснять международные отношения с возвратом и обменом довольно хлопотно и энергозатратно.
– Российские фабрики развиваются медленно. Почти не выпускают новинок. Даже те, кто гордится своей историей, ведущей отсчет с позапрошлого века, словно там и остались, – поясняет березовчанка. – Меня как покупателя мучили вопросы: почему нельзя сделать игрушки по мотивам наших сказок, которых у нас великое множество? Я уже молчу про истинно Уральские темы, например, по сказам Бажова.
Пытливый ум, нежелание мириться с действительностью, раз уж тема так задела, заставили Юлию изучить всю имеющуюся в свободном доступе информацию на тему изготовления украшений на новогоднее дерево. Когда знаний оказалось достаточно, чтобы разработать в голове определенный план действий, она стала звонить на разные фабрики с конкретным предложением: «Я создаю формы, вы делаете стекло». Но после каждого разговора энтузиазма становилось чуть меньше: люди на производстве оказались не готовыми к новым шагам, на которые их хотела подтолкнуть смелая жительница Березовского. Мощности, цеха, специалисты, связи – у этих фабрик есть все, отмечает Юлия, кроме желания меняться. В том числе был у нее разговор и с красноярской фабрикой, считающейся одной из сильнейших в стране, но и после того звонка осталось чувство разочарования и ощущение, что это производство в России находится в стагнации, если не умирает.
В чем здесь главная загвоздка? Дело в том, что новая пресс-форма (это такая форма, которая «размножит» новую игрушку и выставит ее потом на рынок) стоит от 70 000 до 100 000 рублей. Это дорого; гораздо дешевле изготавливать те украшения, формы которых уже есть в наличии, желающих вкладываться не находится.
– Я так понимаю, что тут всё и буксует. У меня кроме желания ничего не было. Мне тоже было страшно, но я всегда, когда страх хотел меня подчинить, просто говорила себе: «Каждый день нужно идти и что-то делать», – вспоминает березовчанка. – Чтобы начать своё дело, я взяла в банке кредит.
Сизова арендовала в Березовском помещения и год назад приступила к работе. Очень много временных затрат потребовали поиски хороших специалистов: скульпторов, стеклодувов, художников. Вместо скульпторов попыталась было работать с программистами (3D-модель изготавливается на компьютере, это один из начальных этапов), но они как технари, не обладая художественным видением, с трудом находили общий язык с начинающей предпринимательницей, которая как раз прекрасно видела, какой результат должен в итоге получиться (у Юлии есть художественное образование).
В июне прошлого года, ровно год назад, открылся ее интернет-магазин (сначала это были закупленные из-за рубежа игрушки), и продажи начались практически сразу. И с тех пор, лето ли, весна ли, осень за окном – продажи случаются ежедневно. Собственное производство было открыто в ноябре.
Технология такая: скульптор создает будущую игрушку в пластилине. Это макет, своеобразный эскиз, он означает: скоро точно такая же милота воплотится в стекле. На «пластилиновом» этапе обдумывается, где будет шов, далее создается гипсовая форма. Дальше в дело вступают высокие технологии: 3D-модель создается в онлайн-формате, 3D-сканер режет железную форму. Она отдается стеклодувам, в Екатеринбург, в Берёзовском таких специалистов нет, и они возвращают Юлии уже готовые к покраске стеклянные изделия.
Есть тонкости: еще на стадии разработки новой формы (самый креативный процесс, потому что придумывается то, чего еще никогда никто не делал) нужно учитывать особенности стекла. Длинные тонкие детали сделать не получится; ориентир в любом случае на классику – довольно округлые, мягкие формы.
Изготовление новой формы по денежным затратам может оправдаться только тиражом; пока Юлия выпускает в серийное производство 1000 экземпляров каждой своей игрушки.
На всех этапах производства идут тщательные проверки, чтобы минимизировать брак. Он бывает, но никогда не попадает в руки покупателей. На сегодняшний день в производстве 14 готовых игрушек и шесть форм в процессе изготовления.
Когда стеклянные украшения возвращаются в родной цех, остается самый трудоемкий и требующий времени процесс: ручная роспись. Березовчанка нашла трёх местных художниц, это Аксана Глазова, Анастасия Дробыш и Елена Коробицина – и нарадоваться не может: девушки понимают ее с полуслова, отлично справляются с работой и сами ей как-то признались, что это – работа мечты. Одна художница раскрашивает от 5 до 10 игрушек в день, и это пока – самый больной для предпринимательницы момент. Этого мало. Не хочется заставлять ждать покупателей, хочется продавать им игрушки из наличия, а его до обидного мало. Юлия ищет в штат художников, чтобы дело шло живее.
– Никто не рассказывает, какие краски дружат со стеклом, никто не учит. Я скупала все, которые есть на рынке, пробовала, выбрасывала и снова пробовала. Сколько образцов было испорчено, сколько нервов потрачено прежде чем нашла то, что нужно, – вспоминает она. – Я думала, что раскрашивать быстро, но это самый медленный процесс.
Большие плоскости закрашиваются аэрографами, это красиво и довольно быстро. Для остального – лица, орнамент, мелкие детали – в ход идут кисти.
По словам владелицы бизнеса, их соседи, снимающие помещения в той же промзоне, не раз заглядывавали к ним, удивляясь: «Вы всё ещё работаете, что ли?». Она считает, что потому у нее и конкурентов нет: в успех в этой сфере никто не верит. И она не просто «всё ещё работает», а ищет новые форматы, осваивает новые площади и бесконечно генерирует идеи. Считает, это у нее получается лучше всего.
Готовые игрушки отправляются по всей России транспортной компанией.
– Это заразно, это красиво. Мои покупатели – это чудесные девушки, женщины, которые любят, чтобы вокруг была красота; которые верят в чудеса. Если ты один раз купил такую, далекую от китайского шарика или нашей родной шишечки, игрушку, скорее всего, ты соберешь всю коллекцию, – уверена Сизова.
Юлия с мужем богатые родители: дочка, сын, близнецы-мальчики
Средний чек на игрушку – 2000 рублей. Не мало, но и не много: «На то, что нравится, деньги найдешь всегда». Есть игрушки гораздо дороже, 6000-7000, и такие тоже находят своего обладателя, но потолок комфортной цены, как считает Юлия, находится в районе 2500.
В интернет-магазине продаются игрушки собственного производства и европейские. С Европой работают по предварительным заказам. Недавно Сизовой позвонила менеджер с нового «Яндекс. Маркета»: идет отбор лучших магазинов, не хотите ли сотрудничать. Еще из приятного: та самая красноярская фабрика, куда Юлия звонила в начале своего «игрушечного» пути, связалась с ней сама. Вопрос был риторический: «Почему у вас получается, а у нас – нет?». Ее заметили на рынке, ее увидели покупатели, о ней заговорили профессионалы.
Украшения выпускаются коллекциями, это считается хорошим тоном в производстве елочных игрушек. Серия объединена цветом, дизайном и идеей. Из Березовского по всей стране разъезжаются герои сказок Бажова (особенная гордость Юлии, такого уж точно не делает больше никто), Хозяйка медной горы, Огневушка-Поскакушка, Серебряное копытце. Еще одну серию сплачивает купол цирка, третья посвящена сказочным царевнам.
Где хранить игрушки? Хрупкие, они требуют немало пространства, не терпят небрежного отношения и забирают кучу внимания в процессе «нарядить елку», а затем «разобрать елку»: попробуй-ка каждую завернуть, упаковать, убрать. Как человек, привыкший подходить ко всему основательно, Юлия придумала дизайн деревянного короба для своей коллекции: в такой объемной шкатулке можно хранить свою красоту без дополнительных хлопот. Сделала макет и отдала профессионалам, чтобы вырезали, а затем сама раскрасила. Люди в соцсетях восхитились и захлопали в ладоши от нетерпения: хотим такой же! Так короб вошел в ассортимент интернет-магазина. Товар капризный, непростой в изготовлении и потому недешевый, но востребованный. Позже внимательные подписчики Юлии даже ссылки кидали: смотрите, тут такие же стали делать! Ей совершенно не жалко: если идея пошла дальше – значит, она стоящая.
Есть у коллектива опыт выхода из рамок нового года. К Пасхе изготовили стеклянные яйца, раскрасили их в пастельные оттенки, и от заказов не было отбоя – вышло очень красиво.
У Юлии есть подруга, они вместе когда-то работали в IT-сфере. После каждого декретного отпуска приятельница взывала к здравому смыслу, пытаясь вернуть березовчанку к делу. Когда узнала про елочные игрушки, ахнула: «И это теперь дело всей твоей жизни?». Правда, от той первой реакции уже нет и следа, спасибо социальным сетям, которые охотно рассказывают об успехах и достижениях Юлии Сизовой.