27-летний Егор Круглов – тренер ДЮСШ, учитель физической культуры в школе № 2, человек с множеством личных спортивных достижений.
Егор начал заниматься спортом в раннем детстве. Сначала секции акробатики, легкой атлетики, а к 12 годам решил уйти в лыжный спорт. Кажется, интерес к лыжам передался генетически от отца к сыну. В свое время Круглов-старший защитил разряд мастера спорта по лыжным гонкам, но после армии не вернулся к спорту. Приоритетами стали семья и работа. Когда Егор проявил интерес к лыжам, отец поддержал и сам не устоял – начал вновь тренироваться и участвовать в соревнованиях, в том числе международного класса, показывая отличные результаты. Именно посещение зарубежных трасс вдохновило Николая взяться за развитие лыжного спорта в Берёзовском. Не раз он становился организатором гонок, долгое время поддерживает лыжероллерную трассу на Шиловке, которая признается в нашем регионе одной из лучших. И сегодня здесь регулярно проводят занятия берёзовские тренеры, приезжают спортсмены из соседних городов, проводятся соревнования.
– Пришел в лыжи, и всё, меня этот вид спорта зацепил, взял за живое, и пошло-поехало, – делится младший Круглов. Занимался Егор у Геннадия Берсенева, потом в училище Олимпийского резерва, где тренировался одновременно с учебой в Автодорожном колледже (получал специальность механика). Позже поступил в УрФУ, где сначала получил диплом инженера-строителя, а следом окончил магистратуру кафедры физической культуры, отделение «Циклические виды спорта».
В нашем округе тренерский состав по лыжам давно не получал «молодую кровь». Поэтому за первой дверью, в которую постучался Егор, желая устроиться на работу, его уже ждали.
– Я занимался в свое время на базе «Лидера». В те времена у ДЮСШ тоже была своя база, но в Новоберёзовском. Позже открыли базу в Берёзовском на Анучина, где сейчас я и работаю. Получается, что сейчас в Берёзовском работает четыре тренера от учреждений дополнительного образования, плюс Геннадий Иванович продолжает вести ребят, с которыми занимается давно, – рассказывает Егор.
Тренерскую работу в ДЮСШ Круглов совмещает с работой в школе № 2, где трудится учителем физкультуры. В «спортивке» у Егора 65 детей, во второй школе – восемь классов.
– С теми, кто намеренно занимается спортом [в ДЮСШ], легче находить общий язык, потому что они замотивированы, приходят с целью, их не надо натаскивать, заставлять, объяснять, что им это в жизни пригодится. Они с тренером на одной волне. А в школе совсем наоборот. У детей бывает и негатив от того, что надо с собой тащить лыжи, палки, ботинки. После урока по физкультуре они вспотевшие возвращаются к остальным занятиям. У них нет времени себя в порядок полностью привести, отойти от одного урока и подготовиться к другому. Так как у меня ребята из первого класса, то есть те, кто не умеет завязывать шнурки, путает ботинки, не умеет пользоваться креплением. Дети из-за этого начинают нервничать, их приходится поторапливать, они расстраиваются, что у них не получается. В итоге у некоторых формируется закономерное отторжение от занятий, – объясняет учитель.
Пятый год Егор ведет свою педагогическую деятельность в Берёзовском. Скажи ему об этом в юности – не поверил бы.
– Даже мыслей не было, что стану учителем. В детстве был проказником, а теперь думаю: как со мной учителя боролись? Сейчас я на их месте. Понимаю, что это естественный процесс взросления. Но сейчас дети стали еще безбашеннее. Мы хоть сколько-то слушались учителей, уважали их, боялись, понимая, что поступаем нехорошо. А сейчас дети не понимают, что они беспределят, что за их проступки их могут отругать и наказать. Когда начинается процесс воспитания после какого-то проступка, они считают, что их права ущемляют. Мы в детстве боялись родителям рассказать, о том, что учителя на нас ругаются, а современные дети целенаправленно идут к родным, а те в свою очередь – по всем инстанциям, – говорит Егор о профессиональных трудностях.
Разрываться на два учреждения Егору непросто. Хочется дать максимально много подрастающим спортсменам и поддержать школьников, но времени всегда не хватает. Уроки и тренировки у Егора друг за другом. Благо хоть школы находятся рядом.
На занятия к Егору ходят ребята от 3,5 до 18 лет. С детьми с 3 до 6 лет он занимается ОФП, спортивными играми.
– На лыжах мы с ними не встаем, занимаемся в зале или в теплое время года – на стадионе. Этим ребятам еще только предстоит сделать свой выбор. После такой подготовки они могут пойти заниматься любым видом спорта. Если они уйдут, то плохо, конечно, но главное – привить им желание заниматься спортом, – убежден тренер.
Маленькие дети быстро дают видимый результат, а ребята постарше тянутся к новым знаниям, что мотивирует Егора и самого развиваться, получать новую информацию, искать новые решения. Но опять же со старшими сложнее – буйствует переходный возраст, они начинают дурить, где-то отлынивать. Периодически их надо вновь заинтересовывать, мотивировать.
– Если ребенок выбрал направление, в котором хочет развиваться, и лет пять потратил на него, а потом начинает резко бросать, то я всегда говорю: сначала добейся чего-то в этом деле, а потом уходи, – озвучивает Егор один из советов подрастающему поколению.
Ходят в спортивную школу не так, как в школу искусств – пять или семь лет. В спорте действует иная система. Ребята получают разряды. Если, получив первый взрослый разряд, спортсмен не подтверждает его через пару лет, то он аннулируется. А вот если воспитанник школы получит «Мастера спорта», то это звание с ним навсегда. Сколько учиться в спортивной школе – выбирает каждый ребенок индивидуально, не имея одной даты выпускного в своей группе.
Сравнивая те времена, когда Егор начинал путь лыжника, и сегодня, он отмечает, что стало лучше. Круглов видит большую включенность директора ДЮСШ в работу лыжной секции, поддержку и заинтересованность в развитии этого направления в Берёзовском. В первом десятилетии 2000-х были непростые времена. Тогда ребята, которые решали начать спортивный путь, приходили поголовно со своими лыжами, редко, но были случаи помощи спонсоров. В лыжном спорте, к сожалению, без хороших денежных вложений тяжко. Зимние виды спорта одни из самых затратных.
Произошли и общие изменения в лыжном спорте. Например, касаемо соревнований. Сейчас в них могут принимать участие ребята пяти и шести лет, а несколько лет назад на старте не увидишь лыжника младше 7-8 лет. Спорт молодеет, а нервы родителей и тренеров расшатываются.
– За них [самых маленьких спортсменов] переживаешь больше не только от того, что они еще маленькие, а от того, что они не скрывают свои эмоции – все на лице, все переживания. Ребята постарше многие эмоции могут переживать в себе, – говорит Егор, который, несмотря на занятость, продолжает кататься на соревнованиях и сегодня. – Смотрю на ребят, и тоже хочется участвовать. Пока есть здоровье – буду бегать. Родители поддерживают, говорят, что дети смотрят на меня на соревнованиях и хотят такими же стать. Стараюсь шевелиться, а то чуть-чуть расслабишься, и дети начнут обгонять, на тренировке будет за ними не угнаться.
В системе спортивного образования учителю нельзя останавливаться на достигнутом. Чтобы ребенку получить разряд, у тренера должна быть соответствующая тренерская категория. В прошлом году три тренера получили третью судейскую категорию, но ее не хватает, чтобы присваивать разряды, нужна вторая. Ну и, конечно, свою категорию надо периодически подтверждать. Необходимо посещать судейские семинары и получать корочки. Эта система пока не налажена. Тренер и судит, и готовит трассу, и детей тренирует.
Когда у берёзовских тренеров не было судейских категорий, ребята подтверждали разряды только на областных соревнованиях. Но следует учитывать, что на областных могут участвовать только дети от 10 лет, младших не допускают.
В Берёзовском проводят соревнования городские и областные. Котируется трасса у лагеря «Зарница». Там же и занимается Егор со своими подопечными. Хотя, казалось бы, Тропа здоровья намного ближе, но не все так просто. «На Тропе здоровья народ безбашенный» – коротко говорит Егор. До обширной реконструкции Тропы лес за бывшим когда-то зданием Пенсионного фонда был во власти лыжников. Жители МЖК и домов по Гагарина гуляли, конечно, но у них были свои тропки, и они с пониманием относились к спортсменам. Да и народу тогда рядом было значительно меньше. После заселения пятого микрорайона и реконструкции Тропы спортсменам и любителям прогулки по лесу стало тесно. Не помогло разделение на две тропы, знаки также многими игнорируются. Речь тут даже не о том, чтобы дать дорогу спортсмену, а о том, что абсолютно бездумно гуляющие по лесу топчут лыжню, выгуливают на ней собак, катают коляски с детьми. Егор размышлял о том, что может помочь людям не забывать о наличии спортсменов на Тропе: «На год, на два ставить волонтеров по всей трассе, и чтобы они людям объясняли каждый раз, возможно, тогда до кого-то дойдет».
Наталья водит своего сына Рому в лыжную секцию к Егору Круглову первый сезон. До этого он занимался другим видом спорта, но подход тренера не устраивал Наталью и как мать, и как профессионального педагога. Поэтому было решено поискать другое направление для Ромы. На ум пришли лыжи, так как сама мама Наталья, будучи студенткой, любила рассекать снежные просторы.
– Рома пошел в один класс с мальчиком, который тренировался у Егора Николаевича. И мы пошли к нему по рекомендации. Я очень довольна его подходом, его педагогичностью. Он не просто тренер, а, действительно, педагог, – делится Наталья. – У меня нет такой задачи – сделать из сына спортсмена. Для меня главное, чтобы занятия приносили удовольствие, чтобы была двигательная активность. Если будет желание дальше развиваться, то я противиться этому не буду.