То, что для одних людей – особая атмосфера, для него обыденность. То, что для некоторых – настоящая романтика, ради которой можно приехать к аэропорту и несколько часов из автомобиля наблюдать за взлетом и посадкой самолетов, для него рабочие будни.
36-летний житель Берёзовского Павел Пульников – инспектор подразделения транспортной безопасности в аэропорту «Кольцово». Он отдан этому делу 12 лет и, как шутит сам, по аналогии с песней Земфиры «помнит все трещинки» аэропорта. Основная его задача – предотвращение несанкционированного доступа в контролируемую зону аэропорта Кольцово, а также всего того, что запрещено к перевозке и не должно оказаться в небе. Понятно, что ответственность колоссальная: ежегодно двери открываются здесь для шести миллионов пассажиров.
– Когда устроился, начал работать, было очень интересно наблюдать за самолетами, но сейчас это повседневность, даже рутина, – признается мужчина.
В Кольцово Павел оказался волею случая. Сам он из Белоярского (поселок городского типа в 55 километрах от Березовского), там же выучился на повара и три года отработал мастером производственного обучения у поваров. В первой группе его учениками были ровесники, и не так-то просто было научить их называть себя по имени-отчеству.
Благодаря той работе поступил в Екатеринбургский экономико-технологический колледж по специальности: «Государственное и муниципальное управление». Но попал под сокращение – желающих учиться стало меньше, и часть коллектива вынуждена была искать новое место.
Спросил у знакомой про работу в аэропорту, она навела справки и узнала: есть вакансия в службе безопасности. Дальше – знакомство с руководителем, всевозможные проверки, психологические тесты и длительное ожидание звонка. Настолько длительное, что уже работу себе нашел на кондитерской фабрике, и только тогда случилось приглашение на собеседование.
Соискателей было трое, место одно, и Павел это собеседование «прогулял». На тот момент ему показалось, что он не подойдёт и не оправдает ожиданий как соискатель на вакансию – сотрудник службы авиационной безопасности – и решил отказаться от соревнования. И очень удивился, когда ему позвонили снова с сообщением, что на работу он – принят.
Это было в 2007 году. Павел жил в Белоярском, первое время на работу добирался электричками, другим общественным транспортом, позже стали выручать коллеги (география работников Кольцово обширная: Реж, Ревда, Арамиль, Косулино, Екатеринбург). Машину мужчина купил только в 2013 году. Сегодня он преодолевает до работы 23 километра, если везет с пробками, точнее, с их отсутствием, это занимает 25 минут.
График инспектора подразделения транспортной безопасности – сутки через трое. В суточном графике поспать удается далеко не всегда, и то совсем немного, но бдительность сотрудников не дремлет. В смене 40 человек (плюс работают кинологи). Утром после построения идет распределение, кому куда заступать: сотрудники стоят на входе в аэропорт, досматривая багаж; в зоне, где пассажиры идут на вылет. Сотрудники аэропорта тоже не остаются без внимания: служба безопасности обязана досмотреть каждого коллегу, когда он приходит на работу.
Павел отмечает, что дежурить на входе в аэровокзальный комплекс сложнее, потому что идет постоянный поток пассажиров. В задачу инспектора входит досмотреть каждого входящего с помощью стационарного и ручного металлоискателя, вручную. Инспектор должен уметь проводить профайлинг и выявлять людей, склонных нанести вред. Багаж и ручная кладь досматриваются в ренгентелевизионном аппарате «Интроскоп», с помощью которого инспектор может распознать запрещённые предметы к перевозке. Также проверяется багаж на пары и остаток частиц от взрывчатых веществ с помощью специальных средств. Имеется на входах тепловизор, который измеряет температуру тела каждого человека.
Работников полностью оснащают форменной одеждой и обувью. Предоставляются корпоративные путёвки в санатории, скидки на посещение бассейна, в аквапарк.
За 12 лет работы серьезных происшествий Павел не припомнит.
Но как в магазинах есть тайный покупатель, так и здесь: службе безопасности нельзя расслабляться уже потому, что есть люди, чья задача – пронести условную бомбу на борт самолета, минуя все ступени охраны. Эти учебные проверки случаются регулярно, и персонал аэропорта никогда не знает точную их дату и тем более время. Когда проверяющим удается пронести что-то запретное, это чревато «работой над ошибками» (кто конкретно допустил ошибку, проверят по камерам, которые обозревают каждый квадратный метр здания), новой учебой и потерей премиальных.
Несмотря на отсутствие ЧП, одну смену Павел запомнит надолго. В октябре 2019 года в Кольцово экстренно сел военный самолет Ан-12. Благодаря мастерству летчиков, посадивших машину буквально на пузо, никто из 20 человек на борту не пострадал. Тот день запомнился многим работникам аэропорта хотя бы потому, что задержали более 40 рейсов. А Павел эту смену простоял на взлётной полосе, в оцеплении военного самолёта.
Все, кому хоть раз приходилось летать самолётом, знают о процедурах досмотра в аэропорту, когда багаж ловко уезжает на ленте в большой аппарат.
Представьте, что вы сидите за таким монитором, по которому беспрестанно текут чемоданы и сумки, сумки и чемоданы. Впору с ума сойти, поэтому сотрудникам рекомендовано меняться на этом посту каждые 15 минут, чтобы не «замыливался» глаз.
Инспектор на своем рабочем месте не просто охранник. Он – и психолог, который в случае чего обязан увидеть странности в поведении, мимике, одежде, походке и движениях потенциального преступника. Контакты с людьми частые, и не все они бывают приятные. С кем-то получается договориться, кому-то помогает только вызванная на подмогу полиция аэропорта.
– Наверное, неадекватные люди бывают?
– Бывают, – улыбается Павел.
Он уже давно стал своим в коллективе. Работу свою знает и любит. Понимает это уже потому, что на смену едет каждый раз с неизменно хорошим настроением. Как пройдет смена – уже другой вопрос, да и легкой она не бывает хотя бы из-за бессонных суток, поэтому обратный путь домой за рулём часто бывает напряженным.
Раз в три года каждый проходит аттестацию, каждому присваивается определенная категория. Инструктаж же проводится постоянно: повторяют снова и снова, что разрешено и запрещено к перевозке, как проводить осмотр человека…
Когда инспектор подразделения только приходит на работу, он проходит двухнедельную теорию «в классе» и три месяца стажируется под присмотром наставника. Для Пульникова стажировка давно в прошлом, он сам уже давно может всему научить молодых и неопытных. В службу безопасности может попасть и женщина, причем их тоже в последнее время приходит немало, раньше коллектив был преимущественно мужской. За время работы березовчанина он может насчитать около десятка коллег-старичков, остальные уже поменялись, да не по разу. Набор идет, но говорить о большой текучке нельзя.
Вырасти в должности можно: цепочка «наверх» состоит из инспектора, старшего инспектора, начальника группы быстрого реагирования, помощника начальника смены и начальника смены. Функции двух последних Павел Пульников выполнял во время временного отсутствия руководства. И это уже не только работа в здании. Это когда в подчинении вся смена и проводится осмотр территории аэропорта по периметру. За одну такую смену видишь десятки приземляющихся и взлетающих лайнеров.
Своим профессиональным праздником мужчина считает День гражданской авиации, 9 февраля. Но его жизнь выходит за привычные многим рамки работа-дом. Например, ему жалко тратить много времени на сон, а три дня вне аэропорта – на диван. Поэтому Павел обзавелся второй работой, в магазине, а еще ходит на курсы радиоведущих. Кастинг объявила екатеринбургская радиостанция «Вышка», и Пульников решил попробовать. Каких-то серьезных намерений поменять профессию у него нет, но посчитал, что навык правильной речи, умение не бояться говорить на публику пригодятся в любом случае. Кастинг (нужно было прочесть отрывок текста) он прошел, учеба продлится три месяца. Первые полтора займет теория, оставшееся время участники группы – всего их десять человек из самых разных профессий от хореографа до диджея – попробуют себя в качестве ведущих на радио. Павел не уверен, что в будущем он пополнит сообщество радиоведущих, но рассматривает возможность стать чтецом аудиокниг. Говорят, даже дома можно оборудовать мини-студию для таких вещей.
Березовчанином Павел Пульников стал сравнительно недавно, четыре года назад. Тогда произошло много перемен: развод (сейчас сердце мужчины свободно), ипотека, переезд… Будучи семьянином, мужчина готовил много и часто, творил на кухне много вкусностей, пек пироги – сказывалось поварское образование, сейчас больше склоняется к правилу «чем проще и быстрее – тем лучше». Но если повара в себе он пока усмирил, то уверен: остальные возможности для самореализации при случае не упустит.
Каждый, наверное, мечтает о полете среди белоснежных облаков, легко парить в воздухе и смотреть свысока, с высоты птичьего полёта. Но не каждому удаётся осуществить такие мечты. Но есть прекрасная альтернатива, жить и работать наравне с небом. Помогать и знать, что твой вклад в работу просто неоценим.
Согласно Федеральному закону о транспортной безопасности, аэропорт является зоной повышенной опасности от угроз АНВ, поэтому предприняты все меры, чтобы обезопасить перелёты и само нахождение в аэровокзале.