Дороги, на которые больше всего жалуются березовчане, были построены в прошлом веке
Лето – горячая пора не только в связи с температурой воздуха, но и по части ремонтных работ. В частности, дорожных. Мы встретились с директором компании-подрядчика по ремонту и облуживанию дорог в Берёзовском «БерезовскДорСтрой», депутатом нескольких созывов городской Думы Николаем Пестовым 28 июля, чтобы поговорить о наших дорогах. Какие, наконец, будут отремонтированы, ждать ли асфальтирования частного сектора в этом году, сколько лет прослужат дороги после капремонта и правда ли, что все дороги в Берёзовском плохие.
– Николай Владимирович, самый обсуждаемый объект, который вы ремонтируете, это последний трёхкилометровый участок дороги на Сарапулку – от Шиловки до КП «Шишкино». Очень много людей, живущих в том краю нашего округа, регулярно жаловались на неудобства, связанные с ходом ремонта.
– Эту дорогу не ремонтировали 32 года. В последний раз ее ремонтировали в 1989-1990 годах. Сегодня уже отремонтирован участок от Сарапулки 13 км. Отремонтирован от Больничного городка до Шиловки участок, остались вот эти три километра. На самом деле, здесь нужно потерпеть. Эту дорогу мы должны были строить три года. Окончание строительства по контракту – конец 2023 года. Мы ее практически закончим к концу августа. А начали мы ее в ноябре. Получается, 10 месяцев. За 10 месяцев мы построили три километра. Мы не растянули ремонт на 3 года. Сейчас заканчиваем переходно-скоростные полосы и съезды, на этой неделе мы закончим с асфальтом практически на 99,9 процентов. Готовим укрепление водотоков, обочины.
– Если предыдущая дорога пролежала 30 лет, сколько пролежит в этот раз?
– Меньше не пролежит. Гарантия на дорогу пять лет. Пять лет – потому что это межремонтный срок для верхнего слоя покрытия – по сути дела, до ямочного ремонта. А в целом, я думаю, что в ближайшие 30 лет к этой дороге точно никто не прикоснется. Да, содержание будет. Без содержания любой дом, любой подъезд, любой двор, любая дорога придут в негодность. А до глобального ремонта, я думаю, что в ближайшие 30 лет дело не дойдёт. Посмотрим.
– Решилось что-то со съездом в «Черника парк»?
– А там ничего не решить. Это коммерческий объект. Да, это существующий посёлок, в свое время они сделали проект, получили техусловия. Проект они сделали, но не построили, соответственно не выполнили техусловия. Сегодня чем заниматься? Мы застройщику посёлка предлагали всякие варианты, но они ни на один вариант не пошли.
– Не пошли, потому что нужно вкладываться?
– Конечно. Поэтому он таким диким и останется. Если «Шишкино» сами построили себе переходно-скоростные полосы в свое время, они попали под ремонт. Переходно-скоростные полосы – это безопасность, там не помешало бы их сделать, посёлок немаленький, да и в перспективе он будет не маленький. Там не мешало бы и остановочный комплекс. Но это коммерческий объект, и вкладывать туда бюджетные деньги – на это никто не пойдёт. Может быть когда-то, когда посёлок разрастётся, что-то и будет.
– Какие еще объекты у вас сейчас в работе?
– Горняков, ее недавно отыграли. В этом году выделено немного средств – 5 млн, на будущий год 5 и потом остальные на 2024 год. Посмотрим, будет финансовая возможность – ускоримся.
– А вы проект видели? Говорили, что, возможно, придётся подвинуть кого-то из жителей?
– Нет, никто никого двигать не будет. Там плохо вписывались тротуары, водоотвод. Все вопросы сняты, решены. Проект прошёл экспертизу, будем работать. В этом году мы, в основном, будем заниматься сетями, освещением, возможно, светофор поставим на перекрестке с улицей Красных Героев. Ширина дороги так и останется 7 метров.
– 7 метров плюс тротуары с обеих сторон?
– Тротуары с обеих сторон не влазят. Где-то будет слева, где-то будет справа. Там достаточно будет тротуара. Там он где-то есть с двух сторон, но, в основном, с одной стороны. Потому что там зауженное место – огороды, сады.
Всегда говорят: «В Березовском дороги плохие», я говорю: «А какие дороги плохие?» – «Все!». Нет, это не разговор. Конкретно улица…
– Ну вот на Горняков же очень плохая дорога
– Правильно. Давайте спросим, когда последний раз был ремонт на Горняков? Никогда!
– Но там же лежит асфальт!
– Да. Соответственно, вопрос – откуда там асфальт? Давайте так – с 1990 года к ней точно никто не подходил. Это 32 года. Сколько до 1990 года эта дорога простояла? Ну, ещё лет 10-15. 40 лет к дороге никто не подходил, чего мы хотим? Все равно надо когда-то ремонтировать. Поэтому да, Горняков – это на сегодняшний день, наверное, самая убитая улица Березовского. Есть у нас переулок Пышминский, он тоже пучинами весь изошёл. В Кировском переулке тоже лет 40 назад асфальт на глину положили, а движение сегодня по Кировскому увеличилось. А он заузился, там даже снег толкать некуда. Машин стало больше, люди ездить стали больше и, слава богу, что уровень жизни у людей растёт, люди покупают машины, ездят. Это нормально. Но дороги на каких-то участках отстают от этого, такие как Кировский. Построили Театральную. Сейчас если доделаем её через сколько-то лет до Красных Героев – это будет ещё один развязанный узел.
– Планировали в этом году улицу Кирова ремонтировать – не разыгрывали еще контракт?
– В городе 140 км уличной сети, частный сектор надо асфальтировать, а где-то надо ремонтировать дороги. Сейчас разыграли конкурс по Красных Героев – участок 600 метров от улицы Горняков. Мы приступим на следующей неделе (разговор состоялся 28 июля, а в понедельник 1 августа ремонт данного участка дороги начался - прим. ред). Там колейность, и нужно привести в порядок автобусные остановки. И будем ремонтировать переулок Пышминский от Ленина до спорткомплекса «Лидер». Он так и останется односторонним. Нам надо выкопать ряд пучин и заменить покрытие.
Несколько лет назад депутаты поставили себе задачу закатывать в асфальт хотя бы по одной улице частного сектора в год. Вот, например, укладка асфальта на улице Советская в 2021 году
– В этом году на депутатские средства будет асфальтироваться частный сектор?
– Будет. Частный сектор мы продолжаем делать однозначно. В прошлом году мы зацепили улицу Воротникова, до этого была улица Клары Цеткин, Советская, Карла Маркса. Чтобы равномерно распределить асфальтирование частного сектора, в этом году будет асфальтирована, как минимум, одна улица в Лесозаводском. Скорее всего, это будет улица Некрасова. Сейчас на Госзакупках разместят асфальтобетон, и мы, я думаю, заасфальтируем эту улицу. Пока, дай бог, на Некрасова бы хватило. А потом в зависимости от финансирования ещё какие-то улицы. Но, как минимум, по одной улице в год надо делать, максимум – две или три делали в свое время. Прошлый год был рекордным – Советская 1,5 км, Воротникова 1,4 км и 2,4 км до Еловой. Хорошо бы по улице в год делать. У нас осталось таких вот больших – улиц двадцать. Это работы на ближайшие лет пять-шесть.
В группе "Березовский. Новости золотого города" ВКонтакте 29 июля мы разместили пост с вопросом о том, какие улицы частного сектора, не имеющие покрытия, наши читатели заасфальтировали бы в первую очередь. Березовчане живо откликнулись на этот вопрос и накидали порядка 40 вариантов. В лидерах оказались Нагорная, Фурманова, Горняков (хоть и не очень соответствует вопросу), Щорса, а также переулок Пышминский, Радужная, Школьников, Ерофея Маркова, Серова, 8-ой Северный, Некрасова, Уральская, Февральская, Светлая, Зеленая, Набережная, Вайнера, Жильцова, 9 января и другие.
– Еще какие-то объекты у вас есть, о которых мы не поговорили?
– Капитальный ремонт Режевского тракта будет – 12 км от Монетного до Лосиного. Приступим в этом году. Контракт до 2023 года. Доделываем Александровский проспект – может быть, еще нам дней пятнадцать-двадцать надо. Сегодня-завтра выставляем бортовой камень, асфальтируем, осталось завязать два тротуара. Всё по графику идет. «Уют-Сити» хорошее развитие получил: улица Победы, Старателей, Александровский проспект. Так что не семимильными шагами, потихоньку дороги принимают нормальный вид. Хотелось бы, конечно, больше, но это всё зависит от финансирования. Хотелось бы пожелать водителям терпения набраться. Со взаимным уважением с дорожниками жить - в мире и согласии, без грубости, пошлости. Такие иногда комментарии читаешь в соцсетях – хотелось бы, чтобы это прекратилось.
– Расскажите про свой асфальтовый завод, как давно он у вас, какие возможности появились вместе с ним?
– Асфальтовый завод у нас пять лет. Завод полностью закрывает потребность в асфальте по муниципалитету. Он выпускает асфальтобетонную смесь всех марок. Мы в области были четвертыми, кто перешел на новые ГОСТы, хотя у нас маленькое предприятие. Тем не менее, предприятие тянется за всеми новшествами, которые положительно влияют на качество дорог.
– Чем отличаются старые ГОСТы от новых?
– Во-первых, смена фракционированности сыпучих материалов, то есть их сделали более плотными, узкими и более удобоукладываемыми. Уже четыре года мы пользуемся узкими фракциями – положительная сторона есть в этом, если судить по качеству дорог, по износостойкости покрытия. По новым ГОСТам асфальт укладывается практически везде в последние 3 года. Покрытие ЩМА (щебеночно-мастичный асфальт) мы начали применять с 2014 года, он тоже ведет себя очень хорошо. Первый щебеночно-мастичный асфальт мы применили с Новоберезовского моста в сторону ЕКАДа, участок 500 метров. Прошло 8 лет, и он довольно хорошо стоит, на сегодня там даже ямочного ремонта не требуется. В 2015 год сделали следующий участок, в 2016 году подошли к железнодорожному переезду. В прошлом году была уложена Лаженка. Покрытие показывает себя с положительной стороны – колееобразование меньше.
– Насколько сложен в управлении завод, сколько человек работает?
– Ничего сложного – работает там порядка 4 человек, иногда подключаем пятого. Это обычный механизм, стационарная машина, технологический процесс весь идет через компьютер: в программу забиваешь рецепт, и там уже ничего не поменять, не изменить – машина сама регулирует качество выпускаемой смеси. Выпуск асфальта на заводе и укладка смеси на объекте – это процесс взаимосвязанный, и его нельзя прерывать. Асфальт нужно укладывать при температуре не менее 140-160 градусов. Температура менее вообще укладке не подлежит. Если асфальт снизил температуру ниже 140 градусов – всё, считай, что ты с этим асфальтом попрощался. А его стоимость довольно большая. Асфальт мы изготавливаем в основном для себя, продажей практически не занимаемся.
– Ваше производство импортозависимо?
– Нас этого сильно не коснулось. Битумы все у нас российские. Сыпучие природные материалы все с местных карьеров. По запчастям, по импортной технике – увеличились немного сроки поставок и стоимость, но в целом особых изменений нет. Есть трудности, не связанные с импортом, – в прошлом году был сильный скачок цен на металл. На Александровском угорели только по одному освещению на 3,5 млн. То есть в проекте 2,8 млн стоимость опор освещения, мы переплатили три с лишним миллиона. Конечно, металл потом немного отыгрался, хоть и не на полную стоимость. Но у нас закупка прошла, и поэтому мы попали безвозвратно.
– Содержание и ремонт дорог в Березовском тоже ваша ответственность. Какие технологии, методы здесь используете?
– Для ямочного ремонта дорог мы используем струйно-инъекционный метод заделки мелких разрушений. Крупные разрушения все делаем асфальтом.
– Про капитальный ремонт вы говорили, что он невозможен в мокрую погоду. Люди замечают, что при ямочном ремонте это соблюдается не всегда.
– Тут просто надо задать вопрос, а что лучше: положить в аварийную яму в лужу асфальт или ждать, когда дорога высохнет? Потому что если это низкое место, лужу никуда не денешь, ее отчерпал – она тут же заполняется. Поэтому мы ее быстро вычерпываем и тут же асфальтом заделываем. Либо ещё несколько дней ждать сухой погоды, но в это время люди будут ездить по этой яме, и бить машины. Что лучше? Весной дороги мокрые от таяния снега, порой даже залиты водой, образуется яма. У нас на многих дорогах износ покрытия максимальный. И малейшее вываливание камня за короткий промежуток времени приводит к сильному разрушению покрытия из-за гидроударов – это когда машина колёсами проезжает по этой ямке, заполненной водой. Закидывать ее щебнем бесполезно – через час будет такая же яма, только щебень разлетится, а потом еще по машинам полетит. А можно закидать асфальтом, который точно простоит в мокрый период. Причём тот асфальт, которым мы заделываем ямы в сырую погоду, он не процентуется – мы, грубо говоря, забрасываем их за свой счёт.
Вот так осушают ямки на дорогах перед ремонтом
– В последнее время замечаю на дороге как будто песок или мелкофракционный щебень насыпан, что это? Лето, гололёда нет.
– Это заделка мелких разрушений дорожного полотна. Когда нужен минимальный ремонт – где-то колея, где-то трещинка – мы используем струйно-инъекционный метод. По Ленина мы делали нынче от Кирова до «Южной», по Красных Героев и ещё в некоторых местах. Там принцип какой – воздухом выдувается пыль, грязь, затем заливается эмульсией, засыпается щебенкой 5-10 мм, затем опять заливается эмульсией – и так делается несколько раз, несколько слоёв. И в конце, чтобы эта эмульсия не тащилась за колёсами, просыпается сухой щебёнкой. Так вот эта щебенка, которая не прижилась, она, естественно, разлетается, потому что, если мы оставим битум, то этот битум водители колесами повытаскивают. Поэтому он остается. А мы потом его сметаем, сгребаем и вывозим.
– Недавно у нас в соцсетях выходил пост – на мосту рядом с Историческим сквером образовалась такая дыра-воронка в дорожном полотне.
– Мы еще позавчера заделали. Я думаю, что это трубу стало размывать, которая под мостом проходит, какая-то промоина. Я думаю, она будет садиться, надо смотреть за этим местом. У нас бывает в Берёзовском и подработки какие-то открываются. В данный момент соцсети – это даже хорошо: жители пишут, это всё просматривается, попадает в МКУ «Благоустройство и ЖКХ», где-то, если мы не заметили, МКУ нам выставляет предписание.
– В августе у нас пройдёт традиционная велопрогулка «Крутящий момент». В этой связи интересно, по вашему мнению, возможно ли в какой-то перспективе выстроить в Берёзовском сеть велодорожек. Как вы вообще смотрите на такую идею?
– Если у нас сегодня ещё дороги не достроены, а строить вдоль дорог и тротуаров отдельные велодорожки – это очень дорого. И, на мой взгляд, у нас нет смысла этого делать, потому что есть в парковой зоне замечательная велодорожка – приезжай, безопасно катайся.
– Сейчас в город заходят самокатчики…
– Самокатчики на сегодняшний день – это скорее проблема. Вчера еду по Строителей, справа поворот к новостройкам, два самокатчика едут по тротуару, ещё два по дороге – на всю дорогу разъехались, оглядываются. Ну, это ненормально. И то, что бьют, топчут пешеходов, сами получают увечья – я не одобряю этого. Сам ездил на электросамокате, мне это очень сильно не понравилось, потому что это очень небезопасно. Каждый для себя выбирает сам, здоровья себе не добавишь на этом электросамокате. На простом ещё, может быть, когда сам отталкиваешься и скорость не такую развиваешь – там намного безопаснее. Это же, получается, мопед на маленьких колесах, где после столкновения может произойти большой несчастный случай.