Культура

Полемические заметки обозревателя «ЗГ» о фильме «Сталинград». Почему плачут зрители и спорят кинокритики

Вот уже несколько недель с момента выхода на экраны страны фильм режиссера Фёдора Бондарчука «Сталинград» занимает верхнюю строчку зрительского рейтинга. Кассовый сбор к концу октября превысил один миллиард рублей, оставив далеко позади лидера проката США «Гравитацию» – добротно сделанный фантастический триллер с невероятно захватывающим сюжетом и популярными звездами Голливуда Сандрой Баллок и Джорджем Клуни в главных ролях.

Верхнее фото: один из символов обороны Сталинграда – фонтан «Детский хоровод» – на съемочной площадке в поселке Саперный, где проходили съёмки фильма «Сталинград». Бюджет ленты – 30 миллионов долларов. Декорации построены на руинах Ленинградского спиртзавода. Автор, источник фото: meteo.livejournal.com

Между тем, в «Сталинграде» дотошный кинокритик не увидел ни единой картины великой битвы, ни мастерски сцементированного сюжета, ни глобальных актерских работ.

По сути, это действительно так. В чем же причина зрительского успеха фильма? На «Сталинград» идут семьями, классами, среди зрителей есть молодежь и представители старшего поколения, много мужчин, жалующих своим вниманием не каждую картину. Не тот ли это случай, когда зритель, воспринимая кинофильм сердцем, шагает впереди критиков, анализирующих всё и вся по раз и навсегда отработанной и ставшей слишком традиционной схеме?

Фото Эмануила Евзерихина: фонтан «Детский хоровод» 23 августа 1942 года в Сталинграде. Демонтирован в 1951 году, восстановлен в 2013-м

Критики вспоминают ставшую классикой эпопею «Война и мир» основателя целой киношной династии Сергея Бондарчука, приводят в пример вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа талантливейшие ленты о Великой Отечественной войне «Освобождение», «А зори здесь тихие...».

Давайте смотреть правде в глаза. Нет сегодня таких мэтров кинорежиссуры, какие были в 20-м веке. Как нет и таких гениальных актеров, как Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Евгений Матвеев, могущих прекрасно сыграть и роль полководца, и простого солдата. К тому же все выше названные киноработы – экранизации, в основе которых лежит превосходный литературный материал.

Сам Фёдор Бондарчук еще до выхода картины не раз говорил, что он не ставил задачу снять эпохальную картину Сталинградской битвы. Какой-то локальный бой, часть этого гигантского смертельного месива – да. Как, к примеру, защита дома Павлова.

Да и вряд ли современный зритель, крутящийся в бешеном водовороте нынешних событий, тонущий в информационном и эмоциональном потоке, будет смотреть четырехсерийное полотно. А вот на «Сталинград» он пришел. И хотя фильм длится два часа, смотрится, тем не менее, на одном дыхании. Возможно, старшее поколение идет из-за темы. Потому что для каждого россиянина такие понятия, как Сталинградская битва, Курская дуга, блокада Ленинграда – это святое. А молодежь поначалу привлек формат фильма. Заметим, что это первый российский фильм, снятый по технологии высокой разрешающей способности IMAX 3D.

Взрослые часто возмущаются, что нынешние школьники не знают исторических дат. Между тем события Великой Отечественной войны с нацистами отстоят от них так же далеко, как для старшего поколения Отечественная война 1812 года с Наполеоном.

В «Сталинграде» мы видим небольшую группу солдат: и опытных, и совсем молодых – сверстников многих ребят, сидящих в зале. Именно такими уходили на фронт наши отцы и деды. И сражались не за абстрактную Родину, а защищали конкретный дом, родную деревушку, родителей, невесту, жену, детей...

Нынешняя молодежь живет несколько в ином измерении, чем старшее поколение, мыслит другими категориями. Достучаться до их душ, ох, как нелегко.

Формат 3D с его гиперболизированным языком, с его супертехническими возможностями сумел рассказать о конкретных, реальных фактах молодым людям, подросткам, воспитанным на «Форсажах», Шреках, Гарри Поттерах, понятным им языком.

Да и сама форма подачи материала – тандем батальных событий и камерных, бытовых сцен, закадровый текст, рассказывающий о судьбах солдат, об их потерях и трагедиях – всё это позволило максимально приблизить страшные реалии войны. Можно спорить о правдоподобности двух очень красивых и трагичных любовных линий, как угодно их интерпретировать, но они, такие истории, были.

Когда ты отчетливо ощущаешь весь ужас и хаос артобстрела и смертоносной бомбежки, видишь обугленные здания. Когда летающий буквально перед глазами лепесток цветка мгновенно превращается в ничто, в пепел, который слоями засыпает всё, что секунду назад цвело и жило – становится страшно.

Как можно существовать, жить, воевать в таких нечеловеческих условиях!? А между тем главная героиня фильма Катя выкладывает в этом огромном доме кирпичную стену над могилами родных и соседей. И ты вспоминаешь историю Тани Савичевой из блокадного Ленинграда, которая также одного за другим хоронила своих родных и уже не вытираешь бегущих по щекам слез.

А выходя из зала, ты слышишь вопрос потрясенного увиденным подростка: «Неужели это было на самом деле?» – и убеждаешься, что патриотическую миссию фильм выполнил.

На одном из последних заседаний поэтического клуба «Самородки» в Берёзовском учащийся гимназии № 5 Радик Канзафаров исполнил песню Виктора Цоя, которую в финале фильма «Сталинград» поет за кадром Земфира. Оказалось, что ему и его сверстникам понравились и фильм, и песня. Еще одно подтверждение того, что такие серьезные произведения современная молодежь понимает, принимает, несмотря на трагизм сюжета и постановочные огрехи.

Почему требуют запретить показ фильма

Самарец Петр Морозов собрал пять тысяч подписей под онлайн-петицией о запрете фильма «Сталинград». Как сообщает РИА Новости, автор инициативы тезисно формулирует недостатки картины, обосновывая каждый пункт примерами из фильма и ссылаясь на исторические источники. Морозов считает, что патриотизм советских воинов показан невысоким, отношение солдат друг к другу – негативное. Активист пишет, что некоторые аспекты фильма формируют негативный образ советских солдат и мирного населения города у российских зрителей и сформируют его у зрителей фильма из-за рубежа.

Морозов обращался к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с требованием привлечь к ответственности людей, которые принимали решение о финансировании картины и проверяли сценарий фильма на историческую достоверность. Кроме того, автор петиции требовал отозвать заявку фильма на кинопремию «Оскар».

Отзывы критиков и зрителей

Подборка подготовлена РИА Новости

Виктор Шестель, полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны:

– Тяжелый фильм, особенно для женщин, поскольку это суровая война, убийства, большие потери. Показали бомбежку, все горит, полыхает. Показали истинную войну. Я все это видел наяву… Впечатление в общем осталось положительное.

Дмитрий Пучков, переводчик фильмов и сериалов, публицист, известный также под прозвищем «Гоблин»:

– Техническая сторона на очень высоком уровне. Я бы сказал, что на данный момент по технической части это лучшее, что в России выходило. Что касается содержания, то, к моему большому удивлению, содержание как таковое там отсутствует полностью.

Алёна Солнцева, театральный критик, кинокритик:

– Понятно, что за картиной стоит вся мощь государственной киноиндустрии, идеологическая поддержка власти (в титрах выражена благодарность и лично Владимиру Мединскому, и Владиславу Суркову, и даже Наталье Тимаковой – прим. ред.). Главный аргумент – стране нужен фильм о войне, который бы посмотрели и полюбили молодые зрители.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22