Культура

Закулисье глазами березовчанина. Екатеринбургский театр оперы и балета отпраздновал 100 лет

Новое здание театра оперы и балета открылось в Екатеринбурге 29 сентября 1912 года. В этом году его коллектив отмечает 100-летие театра – праздничный фестиваль в честь круглой даты растянулся на две недели. В числе сотрудников театра-юбиляра – березовчанин, артист оркестра Александр Ярынич. Специально для читателей «ЗГ» наш земляк устроил экскурсию по вековым залам известнейшего на Урале учреждения культуры и провел за его кулисы.

Верхнее фото Дарьи Ворониной

Здание царской культуры

Вместе с убранством начала 20 века Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета сохранил атмосферу времен царской России с ее пышными балами и зваными приемами.

– Здание очень красивое, это настоящий европейский театр. Я это понял не так давно, когда собственными глазами увидел европейскую архитектуру. Мне кажется, театр изнутри пропитан этой высокой культурой, это ощущается во всем, – делится мыслями Александр Ярынич.

Фото Сергея Гутника: гала-концерт 8 октября в честь столетия оперного театра – поздравление екатеринбургских театров

Знакомство с театром начинается с центрального входа, откуда ведут две парадные лестницы. Согласно театральному этикету царской России представители разных сословий не должны были пересекаться в театре. Поэтому высшие сословия сидели в партере или заказывали на весь театральный сезон ложи бенуара (первого этажа) или бельэтажа (второго этажа), в то время как простой люд наслаждался зрелищем с четвертого этажа – галереи, или по-простому – галерки. В связи с этим и были разграничены входы в театр. Если ты помещик, дворянин, милости просим в центральную парадную для элиты – с богатой лепниной и хрустальными люстрами. А если человек из народа – будь добр, пройди по боковой лестнице, ее еще называли сословной лестницей, сразу на галерку. Отделка там проще, но интерьер так же изящен, как и в фойе партера и бельэтажа.

Человек на своем месте

Наш 45-летний собеседник, концертмейстер группы кларнетов Александр Ярынич, чувствует себя в оперном театре как дома. Похоже, этот улыбчивый и открытый человек нашел свое место в жизни.

Фото Дарьи Ворониной: Александр Ярынич у своего места в оркестре

В шесть лет юный Саша и не думал о работе музыкантом, первой его музыкальные способности заметила сестра. Она и поспособствовала тому, чтобы Александра отправили на обучение в музыкальную школу. Родители были не против, тем более что отец Александра любил музыку и в свое время мечтал играть на трубе. Из Берёзовского они отправились в Свердловск, в Специальную музыкальную десятилетку. На отбор в первый класс опоздали, но по счастливому стечению обстоятельств Саше удалось выступить перед приемной комиссией.

После окончания школы с музыкальным уклоном березовчанин успешно поступил в консерваторию, а после сразу начал работать в Свердловском государственном театре оперы и балета.

– Сюда надо попасть, понимаете? Недостаточно хорошей учебы в вузе, недостаточно желания, нужно еще и везение, – убеждает Ярынич, и на его лице светится мальчишеская улыбка, 13 лет назад он занял пост концертмейстера группы кларнетов и очень ценит это. – Не знаю, как мне это удалось, но я поступил на работу в оперный театр, где, как я считаю, творит музыкальная элита, и я безмерно счастлив этому. До сих пор.

«Светлану» украшает золото

Мы проходим в зрительный зал театра. Проектировщиком здания в 1912 году стал пятигорский инженер Владимир Семёнов. Его проект назывался «Светлана», мало кто знает, что это второе имя театра оперы и балета. Автор учел, что для здания музыкального театра очень важна акустика. А на нее оказывает влияние и форма зала, и его параметры, и даже материалы, из которых сделана мебель. К примеру, дерево отражает звук, в то время как бархат, которым обиты сидения, поглощает его.

Фото Сергея Гутника: сцена из балета «Баядерка» 10 октября, в главных партиях приглашенные гостисолисты Баварского балетаЕкатерина Петина и Пьер Сирилл

Для создания хорошей акустики в строительстве было использовано много архитектурных секретов. Пустоты являются резонаторами звука, а потому тоже оказывают положительное влияние на акустику. К примеру, на чертежах театра была обнаружена замурованная комната, попасть в которую невозможно. Специалисты предполагают, что она была создана для улучшения акустики. Мощным звуковым резонатором является купол театра – сферический, полый внутри, он значительно усиливает акустику зала. Причём, в пустом и заполненном зрительном зале акустика совершенно разная.

В 1981 году во время реконструкции из Москвы было доставлено 2 кг сусального (в форме тонких пластинок) золота, которым реставраторы покрыли лепнину на стенах, ложах, балконах, потолке.

Но золото – далеко не единственная ценность зала. Так, в ложах до сих пор используются стулья, созданные в 1912 году. Венские гнутые стулья из бука появились в ложах первого, второго и третьего этажа к открытию первого театрального сезона. Они были заказаны фирме «Братья Тонет», которая в те времена снабжала венскими стульями всю Европу. Их же заказывал для своих летних резиденций императорский двор. Стулья с длинными ножками стоят во втором ряду, с короткими – в первом, все находятся в прекрасном состоянии. Многие зрители театра и не подозревают, на каких антикварных предметах мебели они сидят.

Светящие красавицы

Люстры зала «Светланы» достойны отдельного рассказа. Всего их девять, большую люстру окружают восемь малых. Вес главенствующей люстры составляет 300 кг, малые люстры весят по 100 кг каждая. Каждую из светящих красавиц удерживает стальной трос. С его помощью летом, когда театральный сезон заканчивается, люстры опускают в зрительный зал.

Люстры «сотканы» из сотен нитей хрусталя. Каждый хрусталик имеет собственную огранку, всего же в ансамбле люстр хрусталиков больше 10 тысяч, поэтому свет так удивительно отражается от этих красавиц.

Оркестровая яма

Мы уходим из зрительской части театра, заворачиваем в служебное помещение и спускаемся вниз. Вместе с Александром Ярыничем добираемся до небольшой двери, а когда музыкант открывает ее, попадаем в оркестровую яму.

Стулья музыкантов расставлены в полуметре друг от друга. У дирижерского пульта находятся скрипки, с левого края – виолончели, с правого – ударные. Последние ограждены от оркестра пластинами из оргстекла, чтобы не заглушать другие инструменты. Группа кларнетов, которой руководит Александр Ярынич, разместилась у сцены прямо напротив дирижера.

В мировой практике есть определенное расположение музыкантов в оркестре, в Екатеринбурге стараются не отходить от классических традиций, чтобы приглашенные дирижеры чувствовали себя комфортно. В настоящее время главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета является дирижер московского Большого театра России Павел Клиничев.

Сотрудники театра рассказывают, что во время последней реконструкции уровень пола оркестровой ямы решили поднять. Когда строители сняли старые доски, они обнаружили под половицами большое количество битого стекла. Эксперты говорят, что это был еще один секрет архитекторов для лучшего распространения звука.

Сердце театра

Сцену называют сердцем театра, ведь самое главное происходит именно там. Сцена в оперном театре имеет три уровня, общая высота которых составляет 28 метров. Высокие своды необходимы для того, чтобы менять декорации во время спектакля. Боковые карманы сцены, пространство кулис с двух сторон от сцены, оказывается очень широким. В боковых карманах, выполняющих роль складских помещений, мы видим металлические и деревянные декорации в разобранном виде. В последние годы декорации спектаклей создают ведущие российские и зарубежные художники.

На сцене можно заметить несколько люков. Они ведут в нижний уровень, так называемый трюм. Во время спектакля актер может через люк-провал опустится в трюм или подняться из него наверх. Эффект на зрителей всегда производит полетное устройство – подвешенная на тросах площадка, на которой артисты могут перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлениях.

Всеми механизмами на сцене управляет машинист. Отдельный пульт имеет художник по свету: с помощью освещения создаются удивительные картины – закаты и восходы, снегопады и ливни, звездное небо или фантастические пейзажи.

Фото Сергея Гутника: сцена из оперы «Граф Ори» 5 октября, в партии Графа – солист Новой оперы Дмитрий Трунов

Страна чудес

Производственные цеха театра обеспечивают спектакли всем необходимым: декорациями, костюмами, головными уборами, сценической обувью, разнообразным реквизитом, бутафорией, париками. Над созданием исторических костюмов трудятся мастера разных цехов: мужская и женская пошивочная, цех росписи, а когда необходимо изготовить, например, кольчугу из металлических пластинок, то в работу включаются художники-бутафоры.

Оказавшись за кулисами оперного театра, ощущаешь, словно попал в отдельное государство. И уже вполне логичным кажется ответ Александра Ярынича на вопрос: хотел бы он работать в столичных театрах?

Никогда не хотел отсюда уходить, уезжать куда-то, к чему некоторые сейчас стремятся. Это мой дом, мое место, и мне его вполне хватает, – доверительно делится березовчанин.

Театр в наши дни

Сегодня имидж театра создают ведущие театральные мастера России и Европы. Каждая премьера вызывает огромный интерес театралов и профессионалов. Театральная афиша последних сезонов пополняется в год в среднем 4-5 премьерами. В их числе – всегда востребованная у настоящих театралов высокая классика, а также – современные постановки, привлекающие внимание молодёжной аудитории. В подаче классической оперы постановщики и артисты достигают высокой художественности, показывая гармоничные и, вместе с тем, эмоционально наполненные спектакли: оперы «Хованщина», «Мадам Баттерфлай», «Свадьба Фигаро», «Царская невеста», «Дон Жуан», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Гензель и Гретель», «Любовь к трём апельсинам», балеты «Корсар», «Каменный цветок», «Лебединое озеро», «Баядерка». В России только на нашей сцене зрители имеют возможность познакомится с оперой Россини «Граф Ори», балетами «Любовь и Смерть» на музыку Полада Бюльбюль оглы, «Катя и принц Сиама» композитора Павла Овсянникова и «Amore buffo», музыкальной основой которого стала партитура оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

Премьеры последних сезонов осуществляли также известные театральные мастера страны и зарубежья, в числе которых дирижёры Александр Лазарев, Михаэль Гюттлер, Фабио Мастранжело, Сергей Стадлер, Алексей Людмилин, Михаил Грановский, режиссёры Александр Титель, Алексей Степанюк, Иркин Габитов, Юрий Лаптев, Михаил Панджавидзе, Маттиас фон Штегман, Уве Шварц, Игорь Ушаков, художники Игорь Иванов, Станислав Бенедиктов, Вячеслав Окунев, Саймон Холдсворт, Дмитрий Чербаджи, Елена Зайцева, Альона Пикалова, балетмейстеры Людмила Семеняка, Жан Гийом Бар, Василий Медведев, Андрей Петров, Надежда Малыгина, Вячеслав Самодуров.

Театр четырежды участвовал в престижном российском театральном фестивале «Золотая маска», что само по себе значимо. На последнем фестивале, в 2012 году, опера «Любовь к трём апельсинам» на музыку Сергея Прокофьева (постановщики Павел Клиничев и Уве Шварц) была заявлена сразу в трёх номинациях. Показанная на сцене Большого театра, она получила положительные отзывы московских критиков, а исполнитель партии Принца заслуженный артист Башкортостана Ильгам Валиев был удостоен специального приза жюри. Эта творческая победа – еще одно подтверждение профессионализма и признания екатеринбургской труппы как одной из лучших в России.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22