– Маневренный, на любой тротуар можно заскочить и быстро развернуться! – рассказывает о новой «рабочей лошадке» ее единственный шофёр Андрей Нестеров. Впервые на улицы города Берёзовского мини-трактор вышел для уборки снега с тротуаров в этом сезоне.
«Беларус 320-Ч.4» – уменьшенная копия большого трактора для уборки снега и мусора – его ширина всего полтора метра, что позволяет качественно и без проблем чистить тротуары.
– Развивает скорость до 30-35 километров в час, но гонять не приходится – да и зачем? Работать надо! – с гордостью приговаривает Андрей Александрович.
Мини-трактор приобрела компания «БерёзовскДорСтрой», которая по контракту с муниципалитетом содержит дорожную сеть. Как рассказывает директор предприятия Николай Пестов, в последние годы в Берёзовском появилось много асфальтированных тротуаров шириной не более полутора метров, и рабочие попросту не успевают их чистить вручную, а на крупногабаритном тракторе это сделать невозможно. Для выхода из ситуации компания купила «мини-беларуса», который может очистить зауженные участки, пройти между деревьев, полноценно и без особых усилий очистить главные пешеходные магистрали.
Фото Валентины Завойской: маленький трактор ловко проезжает по узким тротуарам, которых в Берёзовском с каждым годом всё больше. Раньше их приходилось чистить вручную
Встречные за что-то ругают
За мини-трактором закреплен только один сотрудник – Андрей Нестеров. В «БерёзовскДорСтрое» водитель трудится всего год, но за это время успел заслужить доверие руководства. Человек он трудолюбивый и ответственный. Летом Андрей Александрович работает машинистом дорожного катка, водителем грузовика, а зимой пересаживается на снегоуборочную технику.
В наш город Андрей Нестеров приехал после перестройки из посёлка Бутка Талицкого района – с родины первого российского президента Бориса Ельцина и с нынешней женой познакомился уже тут. В Берёзовском работал один из его приятелей – он-то и помог найти работу. Андрей Александрович с самых малых лет трудится за рулем техники – пошёл по стопам отца, который всю жизнь проработал на тракторах.
Фото Валентины Завойской: к своему новому транспорту Андрей Нестеров относится бережно – кабину то и дело приходится очищать от налипшего снега
Мини-трактор вызывает у шофёра восторг, ведь на тротуаре, в отличие от обычного, большого трактора, без проблем работают все его четыре колеса. А вот с пешеходами водитель и новый «Белорус» ладят не всегда. Как рассказывает Андрей Александрович, пожилые люди нередко ругаются и даже «грозят палочкой». За что – непонятно, но, видимо, чем-то не угодил им трактор, работающий на их же благо. Шофёр старается не обращать на эти негативные всплески особого внимания.
– Люди всякие бывают. Главное, это же очень хорошо, приятно, когда всё почищено, – признается Нестеров.
С большинством прохожих техника и ее водитель расходятся мирно – либо машина останавливается, пропуская людей, либо пешеходы обходят ее стороной.
На тротуары уходит вся смена
– Сложность тут в одном – деревья везде разрослись, не везде можно проехать даже на таком маленьком тракторе, ветки торчат низко. Если дерево растет, а трактор там по габаритам не проходит – его же не спилишь, приходится оставлять, – делится Нестеров трудностями своей работы.
Если понаблюдать за работой Андрея Александровича, можно убедиться, что свою работу он выполняет добросовестно – маленький трактор шустро проезжает по тротуару туда-обратно по несколько раз, начисто убрав снег. На очистку центральных улиц в Новоберёзовском и Советском микрорайонах у рабочего уходит вся смена – с восьми утра до пяти вечера. Если даже такой «малыш» не может прочистить какое-то место, приходится коллегам из «БерёзовскДорСтроя» брать в руки лопаты и метелки.
Фото Валентины Завойской: единственный водитель «мини-беларуса» Андрей Нестеров признается, что не считает свою работу трудной. Не удивительно, ведь березовчанин управляет техникой с ранних лет
При обильных снегопадах авралов у дорожников не бывает ни в будни, ни в выходные – и город небольшой, и техники хватает, и работать все привыкли, а по ночам трудится дежурная техника. Даже без обильных осадков дороги в городе чистят регулярно, по частному сектору техника проходит примерно раз в неделю. Как признается Николай Пестов, бывает и такое, что приходится одиночно отрабатывать улицы по звонку от жителей, а бывает и вовсе точечно: где-то из-за тушения пожара, где-то от прорыва сетей заливает улицу. Всего за сезон из Берёзовского вывозят около 15 тысяч кубометров снега – это примерно 200 железнодорожных вагонов.
«Мини-беларуса» сразу заметили
Маленький трактор пришёл на помощь рабочим с лопатами и мётлами пару месяцев назад. Как раз, когда в Свердловской области начались большие снегопады. Николай Пестов рассказывает, что «мини-беларуса» в городе сразу заметили: даже звонили из других компаний и узнавали, где можно приобрести такого «тракторишку» для приборки на собственных территориях. Спрашивали, где купили, можно ли посмотреть?
– Конечно можно, не секретная какая-нибудь нанотехнология, – смеется Николай Владимирович.
Фото Валентины Завойской: «Беларус 320-Ч.4» может одновременно и сгребать снег, и подметать дорогу щёткой, при этом помещаясь на тротуаре со всеми колёсами
В следующем году компания «БерёзовскДорСтрой» продолжит обслуживать местную дорожную сеть на правах субподрядчика. Компания базируется в Берёзовском, тем самым выгодно отличается от конкурентов.
– Мы здесь, мы в городе, у нас здесь «холостых пробегов» нет – сразу выехал со двора и уже работаешь, – делится Пестов.
Отдельного требования по наличию малогабаритного уборочного транспорта в муниципальном контракте на содержание дорог не значится. Покупку мини-трактора Николай Пестов называет «полной отсебячиной», ещё два больших трактора дорожники планируют закупить к следующей зиме.
Каша с солью и без реагента
Сейчас на улицы Берёзовского регулярно выезжают грейдер, пара погрузчиков, комбинированная дорожная машина (КДМ) и новенький мини-трактор. При плюсовой погоде в декабре и обильных снегопадах содержать дороги в хорошем состоянии и бороться с накатами непросто. Чтобы счистить лёд, его посыпают солью и песком – образуется каша, которую дорожники потом сгружают и вывозят на самосвалах. Если не подмести остатки снега, со временем он вновь формируется в колеи.
В соседнем Екатеринбурге снежную кашу попросту растапливают противогололёдным реагентом «Бионорд». Химикат стоит дорого, средств на его полкупку в бюджете Берёзовского нет, поэтому местные дорожники пользуются более щадящими к окружающей среде традиционными средствами.
Всего в Берёзовском городском округе техника чистит дороги протяженностью более 300 километров, почти 71 тысячу квадратных метров тротуаров. Плюсом 18 тысяч «квадратов» чистят за сезон вручную.