Из-за пандемии коронавируса на рынке новых автомобилей возник дефицит. Если еще в июне-июле дилеры без особых проблем давали скидки на машины, но уже с августа отказались от этой практики. Виной всему дефицит, который возник из-за временной остановки заводов крупных производителей.
При этом на вторичном рынке сложилась аналогичная ситуация – стоянки с подержанными авто стоят полупустыми. Почему и как долго это продлится, E1.RU обсудил с директором одного из самых больших авторынков Свердловской области Андреем Бруснициным.
– Как коронавирус сказался на рынке подержанных автомобилей?
– Пандемия внесла свои коррективы – сейчас дефицит автомобилей не только у нас, а у всех на рынке. Если у дилеров нет новых автомобилей, то нет и «пробежных». Эти два сегмента между собой очень плотно связаны.
– Можете в цифрах описать ситуацию?
– До пандемии у нас стояло около 1000 автомобилей, а теперь 400–500. Прикладываем все усилия, чтобы площадку заполнить. Пока не очень хорошо получается. Оживление есть: мы видим, что нам стали звонить партнеры из Москвы, сообщая, что они заполнили склады с подержанными авто и можно приезжать. Там около 2000 единиц есть.
Это обычная практика, когда машины закупаются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Большая часть авто на площадке – это выкупленные машины. И многие привезены из других регионов, так как рынок Екатеринбурга всегда был дефицитным в этом смысле.
– На сколько примерно снизились продажи?
– Сейчас сезон уже позади. Но на пике падение продаж составило примерно 20%.
– Как изменились цены на подержанные машины?
– Ситуация аналогична той, что складывается на рынке новых авто, где цены постоянно растут. К тому же, если на подержанном рынке возникает дефицит, то и стоимость растет. Думаю, что в среднем с начала года цены увеличились на 10–15%. Тут многое зависит от сегмента.
– Какие автомобили сейчас самые востребованные?
– Я бы тут стал говорить не о конкретных моделях. Востребованы автомобили с хорошей историей: один собственник, понятный подтвержденный пробег, есть история обслуживания у дилера. Несмотря на стоимость, которая зачастую по верху рынка, их всегда берут хорошо. Второй сегмент – те, что идут по низу рынка, при этом состояние такого большого значения не имеет.
– Но есть же марки, которые легче других продать?
– Лучше всего продается Toyota – особенно покупатели с севера помешаны на этой марке. Там любят Toyota и Lexus. Также пользуются спросом KIA и Hyundai. В премиальном сегменте у нас в регионе любят Audi, хотя в той же Москве – BMW.
– На рынке недвижимости есть такое понятие, как «срок экспозиции». За какое время в среднем сейчас продается автомобиль?
– В районе трех-четырех недель. Но тут многое зависит от цены и качества. Хорошие машины могут и за пару дней продаться. Если мы говорим о дорогих авто, то за ними в основном люди едут издалека (например, с севера).
– Как рынок делится между такими площадками, как ваша, официальными дилерами и частниками?
– По моим прикидкам, на официальных дилеров приходится примерно 70% продаж машин. У покупателей доверие к таким площадкам максимальное. Около 20% – такие площадки, как мы. И только 10% – частники.
– Почему так мало осталось частных продаж?
– Тут дело в покупателях, а не в продавцах. Они просто боятся. В Екатеринбурге и Свердловской области был ряд случаев, когда самостоятельная продажа приводила к трагедии. Например, история с Ксенией Каторгиной. Также были случаи, когда компании-посредники пропадали с деньгами. Именно поэтому наибольшая доля теперь у официальных дилеров.
– У них еще и больше инструментов для стимулирования продаж.
– Да, и это тоже. Дистрибьюторы дают скидки на новую машину, если сдаешь свою в трейд-ин, например.
– Сколько в среднем удается заработать на машине?
– Если мы выставляем автомобиль на комиссию, то речь идет о 2,5-5%. Если же выкупаем машину, то речь может идти о 10-15%.
– Какая доля машин продается в кредит?
– Около 20–25%. Это не очень высокий показатель в сравнении с рынком новых авто. В этом сегменте и одобряемость не такая высокая, и покупатель отличается. Многие банки сейчас идут навстречу, создают специальные продукты, снижают требования. Но всё равно доля кредитных покупок не сильно увеличивается.
– Что будет дальше с рынком подержанных машин?
– Хотелось бы, чтобы продажи восстановились. Надеюсь, что наши площадки точно так же заполнятся вслед за Москвой или Питером. Но из-за коронавируса очень сложно прогнозировать.
– На мой взгляд, доверие к продавцу бэушных авто по-прежнему находится на очень низком уровне. Когда эта ситуация сможет измениться?
– Я не соглашусь с вами. На мой взгляд, уже многие продавцы работают максимально честно, предоставляют диагностические карты, отчеты. Есть ресурсы, где можно приобрести автомобиль через интернет. Тот же Сбербанк развивает это направление. Это говорит о том, что есть доверие.
Мы сейчас не можем прогнозировать ситуацию. Сейчас вроде бы она стала улучшаться, но если начнут вводить ограничения, то всё может резко измениться.
Сергей Панин, портал E1.ru