1. Убирать гаджет в карман, подходя к проезжей части дороги
Мультизадачность – самый переоцененный навык XXI века. В 2010-м в Университете Юты провели исследование, в котором люди управляли автомобилем и делали другие простые операции одновременно. В результате всего 2,5% испытуемых сохранили прежнюю производительность. Во время простого телефонного разговора по hands-free (что допустимо по правилам дорожного движения) у водителей увеличилось время отклика на внешние раздражители, ухудшилась способность распознавать объекты и проявлялась слепота невнимания. Это состояние характеризуется как неспособность замечать внезапно возникшие в поле зрения предметы и объекты в момент концентрации на других. И к зрению это не имеет никакого отношения. Чистая психология. То есть вы просто отвлеклись на входящее сообщение, сконцентрировали свое внимание на гаджете и не заметили неожиданно возникшего в поле зрения пешехода или другой автомобиль.
Чтобы объяснить, как работает слепота невнимания, предложите ребенку пройти тест со стаканчиками и конфетой. В нем конфету прячут под один из перевернутых стаканов и дают вам задание не потерять его из вида. Пока вы следите, два человека в четыре руки перемещают стаканы по столу. Концентрируясь, большинство людей не замечает, что в кадре в какой-то момент появляется резиновая утка и пятая рука. Этот тест показывает, насколько несовершенно наше внимание, особенно если мы сосредоточены на чем-то. Объясните ребенку, что он и является этим самым неожиданным объектом в поле внимания водителя. Если человек «за рулем» увлечен чем-то помимо управления автомобилем, он вполне может не заметить пешехода, как мы не заметили уточку или пятую руку в процессе эксперимента. А если при этом еще и ребенок-пешеход сосредоточен на мобильной игре, а не на дороге, ситуация становится куда опаснее.
2. Переходить дорогу в разрешенном или предусмотренном для перехода месте (без исключений)
Мы не можем контролировать поведение ребенка наедине с дорогой, но можем своим примером сформировать его понимание, как можно и нельзя себя вести. Закономерности в поведении ребенка, особенно на раннем детстве от 1 до 3 лет, сложатся из того, как вели себя в аналогичных ситуациях его родители. Не давайте ребенку повод думать, что для перехода в непредусмотренном для этого месте есть достаточно веские причины. Ваше «мама опаздывает на работу, побежали» для него означает: «если очень нужно, то можно». И скоро адаптивный мозг ребенка найдет 100500 уважительных причин сократить путь и не идти до пешеходного или перехода.
3. Знать, когда можно и нельзя использовать наушники и надевать капюшон
Дети «альфа» (рожденные после 2010 года) не проводят границу между цифровым и реальным мирами. И все следующие поколения будут постоянно включены в цифровую реальность, а значит, это нам – их родителям – нужно адаптироваться и находить общий язык. Надо привыкнуть, что теперь дети всегда будут носить беспроводные наушники, слушать подкасты и смотреть тик-токеров на ходу.
Идея запретить носить наушники соблазнительна, но неэффективна. Лучше поговорите с ребенком на равных, покажите, что доверяете ему, и договоритесь о нескольких важных правилах. Во-первых, всегда ставить музыку или подкасты на паузу, подходя к проезжей части дороги. Во-вторых, не слушать музыку во время езды на велосипеде. В-третьих, в автомобиле пользоваться только наушниками, чтобы не отвлекать водителя. В-четвертых, снимать капюшон на подходе к проезжей части дороги или к пешеходному переходу. Исключите из своей речи ультиматумы и формулировки «нельзя, потому что я так сказал». Этим вы только подорвете доверие ребенка. Лучше объясните, почему вы договариваетесь об этих правилах.
А чтобы ваши аргументы выглядели убедительно, приведите в пример вот такой факт: за 1 секунду замешательства пешехода автомобиль успеет проехать 16,5 метров (при скорости 60 км/ч).
4. Не бегать за транспортом
Ребенок, которому доверили самостоятельно добираться в школу или на тренировки, ощущает высокий уровень ответственности и тревожности. Опоздания не любят ни учителя, ни родители. Поэтому нередко дети, стараясь избежать недовольства взрослых, бросаются бежать, увидев подходящий транспорт.
Объясните, что опоздание не смертельно, оно не стоит нарушения правил дорожного движения. А чтобы успокоить ребенка, помогите ему вывести идеальное время для выхода из дома, чтобы он не торопился.
5. Носить световозвращающие элементы
Световозвращающие элементы и светлая одежда делают ребенка более заметным для водителя. Но имейте в виду, что размещать лучше сразу несколько элементов. Так ребенка будет видно с разных сторон.
Уговаривать ребенка носить крутые световозвращающие элементы вам, скорее всего, не придется. Так что это правило больше для родителей.
6. Не высовывать руки и ноги из автомобиля
Любимое развлечение детей (да и взрослых, честно говоря) не так безобидно. До ребенка важно донести, что автомобиль во время движения – неподходящее место для игр. При движении со скоростью 40 км/ч сила удара о случайную ветку или столб будет в 5 раз выше, чем если бы вы налетели на препятствие на бегу. Покажите ребенку, что случится с помидором, который выпал из окна автомобиля. Получится отличная иллюстрация потенциальной травмы.
7. Не играть рядом с дорогой
Любой родитель знает: контролировать ребенка во время игры невозможно. Но вам не придется переживать о безопасности сына или дочери, если вы сразу дадите понять, что в играх рядом с проезжей частью нет ничего интересного. Покажите ребенку, как весело на специальной площадке, и обязательно дайте ему понять, что бежать за укатившимся мячом на проезжую часть дороги нельзя. Скажите, что никакая игрушка не стоит риска, а ругать за потерю его не будут. Это поможет преодолеть нервозность и типичные страхи.
Единственные правила, которые любят дети – правила игры.
Мы знаем, что бич поколения Z (рожденных в период между 2000 и 2017 годами) – дефицит внимания. Они могут сохранять концентрацию внимания всего 8 секунд. Но в чем точно их новая суперсила – в деталях! Совместные исследования американских и китайских ученых показали, что видеоигры учат замечать мелочи. Это значит, что нынешние дети могут хорошо ориентироваться в дорожных знаках и ситуации в целом, если будут в них разбираться.
Чтобы передать необходимые знания неусидчивым зумерам, попробуйте игры. В интернете действительно много сценариев, которые можно разыграть самим, или мультиков, в которых в игровой форме говорят о самом важном на дорогах.
Одна из центральных черт современных детей – нетерпимость к формализму и фальши. Они воинственно отказываются соблюдать правила, смысла в которых не видят. Хотите, чтобы они услышали ваши тезисы о правилах дорожной безопасности? Покажите своим примером, что это – разумная норма, которой к тому же придерживается вся семья.