Творчество

Вага.

На реке Ваге.
На реке Ваге.
Фото: © river-forum.ru

Спокойно несет свои светлые воды река Вага в Северную Двину. Течет спокойно, но не прямо, то отклонится на восток от своего северного направления, то на запад. Если плывешь по реке на пароходе, на берега не насмотришься. С одной стороны смотришь – луг, конца не видно, с другой - крутой высокий берег, а на нем лес, то стройный сосновый, то зеленый еловый. На одном участке реки широченный песчаный пляж, на другом - остров и русло раздваивается. Плыть по такой реке с такими берегами никогда не надоест.  

Весной Вага разливается, топит луга, обогащает их илом, а будущую летнюю траву - сплошным разноцветьем. А крутые берега терпят напор – размываются, где больше, где меньше. Летом на реке просто благодать, а осенью она становится серьезной, ветер местами нарушает гладь и если вдоль реки есть две тропки рядом и подальше, то стараются идти по той, что дальше от реки. В старые октябрьские праздники по реке идет лед и она встает. Её, как бы нет до майских праздников, потом лед уходит и становится у людей праздник, и на реке праздник.  

Летом через Вагу идут лодки, плоты с лесом и пароходы с баржами. Правда последнее время активность людей на Ваге, как и на всех северах, поубавилось. На всем протяжении реки, а это километров триста, по берегам деревни побольше и поменьше, а в среднем домов пятнадцать - двадцать. Дома располагаются к реке огородами, наверно потому, что берега со временем расширяются в стороны. В тех краях, поселений кроме как вдоль рек нет, потому что вода - это основной путь передвижения и около реки удобные земли, луга и леса.  

В Важских деревнях люди только со светлыми глазами, как вода в их реке. По характеру жители тоже похожи на свою реку - исключительно спокойные, медленно говорят и, если честно, думают не быстро. В их домах не услышишь громкого разговора, не услышишь даже окрика на расшалившегося ребенка. Даже пастух не окрикнет скотину, которая отбивается от стада, только махнет рукой, и она его поймет. Все дома на Ваге одинаковые до мелочей. Дом в пять - шесть окон впереди и по два - три окна с боков. В окно с улицы, летом не заглянешь, оно выше роста. В составе дома и жилое помещение и для скота, все под одной крышей. Поодаль от жилища всегда есть амбар для разной утвари и сезонной одежды, и баня, Она всегда построена где-то на окраине деревни и сделано это из соображений нередко пожарной безопасности, потому что бани отапливаются по чёрному, без трубы и нередко горят.  

Жили люди тех деревень до самых колхозов своей общиной. Община делит всю землю поровну на всех. Сколько в семье человек – столько община и выделяет земли, а дальше уже каждый работает на этой земле на себя и платит, соответственно, налоги. Община помогает справиться с проблемой, если семье трудно. К примеру, со строительством нового дома для женившегося сына и новой семьи. Сельские теоретики считали общину менее эффективной организацией сельского хозяйства, чем хутор, например, или помещичье хозяйство. А на севере России прижилась именно община. Конечно все это до колхозных перемен было.  

Поселения на Ваге были с тысяча шестисотых годов и стали известны по сохранившимся налоговым документам того времени. Названия поселений по реке – Керчела, Коскара, Мулонда, Сюма, Першта, говорят о каком-то незнакомом для нашего времени языке или своеобразном наречии какого-то языка, может быть, и нашего времени. В одной из перечисленных деревень - Перште, расположенной примерно в середине течения реки в 1929 году родился я, в семье Земских Егора Семеновича и Анны Степановны. Отец родился в 1895 году, повоевав в первой мировой и гражданской того времени, вернулся в родную деревню и трудился на земле. В основном на земле, но регулярно летом бурлачил. Так говорят про тех, кто уезжает из деревни на заработки. Это бывало летом после посевной, или зимой, когда сельских работ меньше. На заработки уезжали в основном в районы белого моря - в Архангельск на лесопильные заводы, в Мурманск на рыбную ловлю, на Двину для сплава леса. Поработал отец и в Кандалакше на Белом море, на лесопильном заводе. 

А в 1930 году, когда в стране началась большая стройка, семья тронулась от сельского хозяйства на производство, в разведанную ранее по бурлачеству Кандалакшу. Тогда в семье нас было пятеро детей - обычный состав семьи в деревне того времени. 

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 2 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22