Творчество

Маркшейдерия.

Фото: © photokonkursy.ru

Маркшейдерия – часть горного производства, которая присуща только горной отрасли. В какой-то мере, это просто основа горного дела, с определенной точки зрения. Точку на земной поверхности, где начинается проходка ствола новой шахты, ставит маркшейдер. Блок, участок рудного тела, где надо начинать добычу руды на пройденной шахте, указывает маркшейдер. В каких пределах по площади и на глубину надо отработать карьер – это покажет маркшейдер. Как провести на заданной глубине и в нужное направление тоннель метро – это тоже работа маркшейдера, он же покажет, как и где поставить крепления тоннелей, чтобы сделать их безопасными. 

Опытнейший горняк, Почетный гражданин города Березовского и Свердловской области, бригадир шахты «Северная» Мартин Эвальд Иванович, как-то сказал: «В своей работе мне нужны только указания маркшейдера, остальное, в забойных делах, я сделаю сам, а без маркшейдера - никуда». 

Свою преддипломную производственную практику мне довелось проходить на Сарановском хромитовом руднике в Пермской области. Рудник имеет большие запасы руды, достаточную потребность в руде заводами, и поэтому постоянно выполняет систему горных работ, углубление стволов, проходку новых горизонтов, освоение новых участков и блоков с рудой.  

Приехав на рудник, я познакомился со старшим маркшейдером и с единственным участковым. Когда неожиданно, старший перешел в кабинет главного инженера, заменив его на время отпуска, а участковый уже опаздывал на курсы повышения квалификации и не дождавшись меня уехал, я оказался без куратора. Остались только два рабочих помощника, которые и начали знакомить меня с работающими шахтными забоями. И сразу от меня всем все надо. Проходческой бригаде Овсянникова нужно направление высечки камеры на новом горизонте. Бригадиру Буденному – место закладки нового восстающего, нормировщику – замеры выполненных работ за месяц для начисления зарплаты, а плановому отделу – объемы проходок для отчета перед трестом Уралруда, куда входил рудник, и который в свое время запросил студента-маркшейдера на практику, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию на своем  руднике с маркшейдерами. 

Целый день в шахте: замерить сделанное, указать, как идти дальше, нанести на планы… К концу дня ложился спать, а ноги от лазания по восстающим с горизонта на горизонт сводит судорогой. В конце месяца для начальника надо сделать проект работ на  следующий месяц, согласовать и утвердить у главного инженера. Поначалу, кое в чем помогали рабочие-счетчики, через месяц уже почти все знал сам. Конечно, главный инженер подсказывал, но на шахте не было конструкторского бюро, и главный инженер, тогда при мне, будучи маркшейдером, проектировал насосную установку на камеру с оборудованием. Тогда, в пятидесятые годы, со специалистами было очень трудно, тем более, что экономика после войны активно развивалась, и если в тридцатые годы, тоже в период бурного роста, активно использовались иностранные специалисты, то в послевоенные годы все делали сами. 

Все ли получалось у студента на работе? В основном – да, но не все. На новом горизонте при проходке откаточного штрека уклон оказался выше, чем полагается по нормам. Вагоны с грузом катились сами, а порожняк в горку с трудом тянул электровоз. Хорошая проходческая бригада это сделает и без помощи маркшейдера, но маркшейдер все равно следит. А я не уследил, и получился в работе брак. Это будет чувствоваться целых пять лет, пока отрабатывается горизонт. Конечно, этот брак был замечен и руководством шахты, но упреков я не слышал в свой адрес, ругали проходчиков – что они «промазали». Но я понимал тут и свою вину. С практики, с рудника, меня не отпускали целых четыре месяца, хотя продолжительность ее была всего полтора. Неплохо заработал, что было очень кстати в те времена.  

А по окончании института главный инженер треста Уралруда приходил к руководству института с просьбой направить меня в их трест. Но мои документы… Эта моя практика и ходатайство треста Уралруда показали, что Свердловский горный институт готовит неплохих специалистов, могущих вести дело, даже еще не окончив института. После же окончания, по направлению, стал работать маркшейдером участка на Красногвардейском руднике, и здесь маркшейдерам работы было полно, в том числе и довольно сложной. На участке моей работы предстояла сбойка двух стволов – грузоподъемного и вентиляционного, на расстоянии друг от друга метров триста. Руководство с напряжением ожидали точности этой сбойки, тем более, что такой работы давно не было. Но сбойка получилась точностью до десяти сантиметров, чем я сразу заслужил доверие у понимающих такие дела горняков и руководства. Очень ответственное дело проверяло мои знания, а также и умение наших учителей учить в институте, да и школу института в целом. За все полученные в вузе знания я всегда был благодарен. Уверен, что и все выпускники нашей маркшейдерской кафедры, всегда оставались благодарными.  

Причем благодарны не только за полученные профессиональные знания, но и за постановку человеческих отношений между всеми нами, которые существуют на кафедре и в институте, в Свердловском горном. А институт, кафедра – это, прежде всего, люди. В свое время это зав. кафедрой Вилесов Георгий Иванович и педагог, и всесторонняя забота о нас, студентах. Это Игошин Анатолий Андреевич, учивший нас непосредственно маркшейдерскому делу, Ипполитов Николай Данилович, Ивченко Николай Александрович, Гаврилов Борис Константинович.  

Усилиями этих преподавателей ребята нашего выпуска успешно работали на самых разных горных  предприятиях на Урале, на Дальнем Востоке, в советских республиках, на добыче руд, угля и урана.

В последующей деятельности, когда мне уже приходилось комплектовать специалистами предприятия, которыми я руководил, то старался брать на них специалистов Свердловского горного института.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22