Творчество

Цыгане.

Фото: © diletant.media

Как ныне сбирается вещий Олег 

Отмстить неразумным хозарам,

Их селы и нивы за буйный набег 

Обрек он мечам и пожарам; 

С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне… 

Из темного леса навстречу ему 

Идет вдохновенный кудесник, 

Покорный Перуну старик одному, 

Заветов грядущего вестник, 

В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег…. 

«Скажи мне, кудесник, любимец богов, 

Что сбудется в жизни со мною?..» 

… 

«…Но примешь ты смерть от коня своего»… Из «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина

 

Не только в пушкинские времена, но даже и в наши дни иной раз удивят гадалки своими предсказаниями и открытием тайн судеб человеческих. 

В северных краях Архангельской области редко встретишь южного человека, правда, в доколхозные времена можно было встретить цыганскую повозку. Но вот в годы Отечественной войны, когда в Бессарабских краях загремели взрывы, цыгане массой потянулись и на север. Через нашу деревню, куда мы с мамой тоже были вынуждены вернуться из города, потоком шли цыганские повозки и летом, и даже зимой. Не много, но что-то от местного населения им перепадало, а сколько – зависело от их умения, иной раз честно, а когда и обманом. 

В основном повозки выглядели бедно, с худыми лошаденками, а шатры, которые они иной раз ставили где-нибудь на окраине деревни, у реки, были  изодранными, как и в стихах у Пушкина: «Цыгане  шумною толпой по Бессарабии кочуют, они сегодня  над рекой в шатрах изодранных ночуют». 

Но вот однажды к нам в деревню заехали несколько довольно богатых повозок с хорошими конями и красивой сбруей на них, исправные телеги, целые надповозные укрытия, хорошая, яркая одежда  на цыганках и детях. Но главное, что нас удивило, - среди повозок была карета, какие мы видели только на картинках прошлого, а в карете сидела, вся в шелках и бархате, яркая цыганка. Карета остановилась в центре деревни, и прислуживающие цыганки пошли выбирать наиболее добротный внешне дом, с хозяйкой которого и договорились о размещении своей «царицы». Это был дом одинокой женщины, ее муж и сыновья были на фронте. В дом, цыганки притащили кресло, а затем зашла и уселась в кресло та знатная цыганка. 

Был обеденный перерыв, и мы с приятелем Колей, прямо с поля, пришли поглазеть на редких по виду цыган. А хозяйка дома, увидев нас с Колей, попросила нас посидеть вместе с ней в доме, пока там цыганки начали прием сельчанок для гадания. Первая женщина, вышедшая от гадалки, удивилась ее знанием судеб своих близких. В основном все хотели узнать про сыновей и мужей, которые на войне. А мы с Колей сидели рядом на лавке недалеко от двери, в какой-то мере в качестве охранников хозяйки. А женщины, оторвавшись от своей работы, все подходили, и по одной заходили в  дом к гадалке.  

Подошла и моя мама. Только переступив порог двери, мама услышала:  

– А твой муж не на войне, он в тюрьме, - и  цыганка сделала «решетку» из пальцев двух рук и показала ее маме. 

– Я знаю, - тихо сказала мама. – Я пришла узнать про сына. 

Отца у нас не было уже с 37-го года. 

Цыганка раскинула карты, внимательно посмотрела на маму, так и стоявшую у порога, и сказала: 

- А сын жив. 

И действительно, тогда мой брат Павел был еще жив, но письма от него давно уже не было, хотя до этого он писал часто. Но вскоре брата не стало, на него пришла похоронка. 

Мама ушла, а мы с Колей продолжали сидеть.И  тут цыганка, обратив на нас внимание, сказала, указав на Колю: 

– А ты утонешь…

Коля, посидев немного, ушел, конечно расстроившись, так как это была уже не первая цыганка, которая обещала ему плохую судьбу. 

С каждой «пациенткой» после гадания уходила одна из обслуживающих процесс «сотрудниц» - получить у гадавшей плату на дому. Я обратил  внимание, что той, которая ушла к нам, долго нет, и пошел к себе домой, но дверь в избу оказалась на крючке. Я начал резко стучать, почуяв неладное. Наконец, дверь открылась, и я увидел, что мама в платок цыганки сложила весь хлеб, и еще какую-то  крупу, горох, и начала складывать уже вещи… Я  заметил, что она как во сне.Пришлось вытряхнуть все из цыганского платка, оставив немного хлеба и крупы, и показать цыганке на дверь к выходу. Она что-то закричала, но быстро ушла. О таких цыганских «штуках» мы были уже наслышаны… 

Поздно вечером цыганский отряд из деревни отбыл, оставив людей в изумлении от точности предсказаний и определении судеб людей деревни. Груз полученной мзды был не мал, потому и табор этот выглядел таким богатым. А эту решетку из пальцев цыганки я помню до сих пор и удивляюсь ей.  

После этой встречи с цыганами загрустил Коля - когда мы все купались в реке, Коля сидел на берегу, опасаясь заходить в воду. После окончания школы Коля поступил в Архангельский техникум связи морского флота по специальности радист. 

Условия для учебы в первое послевоенное  время были подходящие: бесплатные питание, общежитие и морская форма. Но после окончания Коля попал по распределению на рыболовный морской сейнер с командой из пятнадцати человек. По совместительству он должен был быть еще поваром и фельдшером судна. Команды таких судов бывают в плавании по шесть месяцев, и затем шесть месяцев отдыхают. А рыболовецкий сейнер – это океан, а океан – это и штормы, и бури, и все это Коля должен был терпеть, помня предсказание цыганки… Но постепенно привык на такой работе, прослужил до  пенсии, и уже с юмором, будучи постоянно на берегу, вспоминал эти свои опасения, которые с годами так и не сбылись. 

У цыган не всегда жизнь легкая, но работать они не любят, в основном живут обманом людей. Слово «надувательство» пошло от деятельности цыган. При торговле лошадьми, чем цыгане раньше часто занимались, они через трубочку в задний  проход лошадь надували и она становилась гладкой и красивой. Крестьянин, купив такую лошадь, сначала радовался, а потом, когда воздух из лошади выходил, она превращалась в обычную клячу, он проклинал цыган, а люди смеялись над ним - надули! 

В какой-то мере любая торговля – это в той или иной мере цыганское надувательство, и оно особенно распространено в последнее время у нас, в нашей экономике. В Березовском до 90-х годов было тридцать шесть магазинов, в которых работала одна тысяча человек.  Сейчас четыреста магазинов, в которых работает пять тысяч человек, занимаясь, если честно, официально в определенной мере цыганским надувательством.

В первые послевоенные годы правительством страны были изданы законы, обязывающие цыган кончить с их бытом и начать работать на производстве. К нам на шахту милиция направила двух цыган для устройства на работу. Одного цыгана мы удачно пристроили на конный двор, и он там неплохо работал, а другого цыгана определили в шахту, вот с ним намучились. Во-первых, он  постоянно прогуливал, во-вторых, начал симулировать несчастные случаи. Городские власти разрешили все это в статистике не учитывать. Года три их приучали работать, но так ничего из этого не получилось. И сейчас, в наше время, они занимаются  продажей наркотиков, спекуляцией автомашинами и другими мошенничествами, но не работают.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22