Творчество

Мастер Иван Бетев.

Березовский рудник: шахта
Березовский рудник: шахта "Южная".
Фото: © https://nashural.ru

Руднику и городу идет третья сотня лет. В их истории нам остались известные имена: искатель Ерофей Марков, исследователь Лев Брусницын, предприниматель Владимир Асташев, дирижер Кирилл Собачкин, стахановец Абула Чембарисов, геолог Владимир Казимирский, бригадир Александр Беляев. Мы знаем и многих других, известных по их делам, людей. Но среди них как-то нет имен со званием мастер. А в то же время мастер, горный мастер у шахтеров, в большинстве случаев наиболее уважаемый руководитель среди всех их уровней, и это вполне заслуженно. Об одном из мастеров, которые непосредственно организуют поставку золота для рудника, для казны, я в этом рассказе и поведаю.

 

Свою трудовую жизнь Иван Бетев начал сварщиком на заводе заводов – Уралмаше. Варил прокатные станы для металлургов, дробилки для горняков, буровые вышки для нефтяников, шаровые мельницы для обогатителей. Все шло нормально – хорошая работа, приличные заработки, активная молодежная жизнь, комсомольские собрания, турпоходы, танцы под духовой оркестр. Но началась Отечественная война. А значит, армия и фронт.

Как все сначала двигались назад, потом пошли вперед. Задержались под Ленинградом, потом часть, в которой служил Бетев, пошла в Прибалтику, потом в восточную Пруссию. Но дошли до цели не все, многие оставались на этом пути. Ах, как много оставалось! А красноармеец Бетев все шел вперед и вперед. И вот уже Берлин, а потом и Прага. Вроде уже все свое прошел Иван, но нет – еще пришлось идти в Японию.

В 1947 году старший сержант Иван Бетев демобилизовался и с орденом Красной Звезды и множеством медалей на груди пришел устраиваться работать на Берёзовский рудник. Мест было много, решил идти забойщиком на старательскую шахту в артель № 27. Забой, конечно, не фронт, но бурение, тогда еще всухую, здоровья не добавляло. Погрузка руды в вагоны лопатой всю смену, спина к ее окончанию не разгибается. Поднимать сырые оклады при креплении надо иметь силу будь здоров. Кажется, проще откатывать вагонетки вручную от забоя к стволу, но почему-то лоб опять мокрый. Вот так трудился Иван Бетев шесть дней в неделю, двадцать шесть дней в месяц, одиннадцать месяцев в году.

Старательские артели имели в то время некоторые преимущества перед обычными государственными коллективами. Во-первых, свои деньги – боны. По бонам свои магазины, столовые. В магазинах достаточно большой выбор, особенно промтоваров. Промтовары эти, как правило, – импортные закупки на золото за рубежом: одежда, обувь, ткани, иной раз ручные или карманные часы, редкие в те времена в обычной госторговле. Это привлекало людей работать в старательских артелях и делало их труд более заинтересованным и производительным. Но для старателей обычно отводили участки с бедным содержанием золота и более трудоемкие по характеру обработки, а иной раз просто брошенные как нерентабельные. Но у старателей напряженный труд, убыточные участки и шахты они делали доходными. А Бетева, начинающего жить, трудности не пугали, ему после армии надо было быстрее встать на ноги, обзаводиться жильем, семьей.

За смену при механизации того времени шахтер терял в весе полтора-два килограмма. Редко кто выдерживал и пять лет труда непосредственно в забое, не заработав силикоз. За честный труд перед своей бригадой, перед руководством своего участка и шахты на пятый год работы Ивана Семеновича, как хорошего специалиста своего дела и авторитетного в коллективе человека, назначили начальником смены – горным мастером. Но для этой должности правила требовали иметь специальные права, и Иван Семенович поехал учиться в горный техникум. Закончил, получил права и стал работать уже полноправным дипломированным мастером.

Первая обязанность горного мастера – безопасность людей, работающих в смене. Выполнение плана выдачи руды тоже главная, но только вторая. Еще при раскомандировке на поверхности перед спуском в шахту пятьдесят процентов времени мастер или начальник участка обсуждают со сменой конкретно по каждому забою – как безопасно выполнить работу. Иван Семенович это делал особенно профессионально, так как сам четыре года приходил в забой после отпалки-взрыва и знал, что тут подстерегает шахтера опасность отравления газом при плохом проветривании, опасность от падения руды или породы с кровли, опасность забуривания в остаток старого шнура с возможной взрывчаткой. Молодого рабочего надо предупредить, потому что он еще этого всего, может быть, не знает, а старого – потому что он уже иной раз начинает пренебрегать опасностью и теряет чувство ответственности. Когда мастер спускается к себе на участок, он идет по забоям, которые отстоят друг от друга, может быть, на десятки, а то и сотни метров. Идет, конечно, по кратчайшему пути. Но Иван Семенович, как и положено, идет сначала в самый опасный забой и заходит в него первый и только потом разрешает заходить забойщикам, растолковывает, как сделать все безопасно, а иной раз и сам покажет, а то и сделает, если забойщик не очень опытен.

Вот за все это мастера на шахтах среди рабочих и являются самыми уважаемыми людьми, а тем более такие опытные, как Бетев. Иван Семенович за многие годы работы был мастером на первой шахте, на пятой, на южной. Это тоже добавляло ему знания и опыт. Однажды, когда он работал на пятой шахте в самый мороз, на поверхностных бункерах в нарушение всяких правил решили открыть выпускной люк открытым огнем. В результате деревянные бункеры загорелись. В рядом расположенный ствол потянуло дым, который мгновенно заполнил всю шахту. Мастером на смене был Бетев. Он быстро с подземной подстанции дал по шахте светом сигнал опасности, и начал выводить людей вместе с горноспасателями по запасному выходу. Сам выходил последним, когда убедился, что в шахте больше никого нет.

Звание почетный горняк давалось нечасто, Иван Семенович Бетев был одним из тех, кто заслуженно носил это высокое звание. Со временем он стал помощником, а затем и начальником участка. Иван Семенович был не только высокопрофессиональным специалистом, но и воспитателем. Женщины с Первомайского поселка, где он жил, нередко обращались к Бетеву с просьбами взять к себе на участок своих непутевых, с точки зрения выпивки, мужей на перевоспитание. Он, конечно, знал многих и некоторых, еще не совсем безнадежных, брал и перевоспитывал, хотя на шахтах недостатка в кадрах никогда в прошлом не было. На рудник шли охотно, так как была возможность не быстро, но получить квартиру. Всегда были места в детских садах, профилакторий, пионерский лагерь, куда и когда угодно путевки в санаторий, выслуга лет, хорошее бесплатное питание и, самое главное, надежная во всех отношениях перспектива рудника на будущее.

Иван Семенович воспитал славных сыновей, которые получили высшее горняцкое образование и идут своей дорогой тоже уважаемыми людьми.

Таким был Иван Семенович Бетев, родом из деревни Ярки Курганской области, фронтовик, почетный горняк Берёзовского рудника. И пусть имя его в истории рудника стоит рядом с вышеназванными именами известных людей. Горные мастера это заслужили.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22