Если бы профессия учителя ограничивалась тем, что нужно передать определенные знания подрастающему поколению, то она была бы намного легче. Рассказал у доски, почему a + b = c – готово! Но нет.
Учитель в школе дает намного больше, включая ценности, установки и убеждения, жизненные правила и основы. По крайней мере, так должно быть, ведь образование без воспитания не существует. В этом уверена и учитель химии в школе № 9 Ирина Туровцева.
– Школа – хранилище ценностей на сегодняшний день. Воспитательная работа здесь есть и будет, – говорит Ирина Евгеньевна. – Тем более сейчас, к сожалению, много семей, где родители уделяют детям недостаточно времени. Поэтому педагог может стать источником блага для каждого ребенка.
Несколько лет назад, когда Ирина Туровцева окончила химический факультет УрФУ и магистратуру заодно, она не предполагала, что вообще задумается над такими вещами. Свое будущее она видела, как и ее однокурсники, на крупном предприятии или в научно-исследовательском институте, и на пары по педагогике просто не ходила.
Но иногда у жизни бывает такое чувство юмора, что только потом понимаешь: это судьба. Раннее и не самое удачное замужество привело Ирину к необходимости работать, а рождение дочки стало неожиданным препятствием на собеседованиях. Так молодой специалист перед началом нового учебного года в 2013 году оказалась в школе № 9. Без профильного образования и мало представляя, как общаться с детьми.
– Сначала для меня все было непонятно. Я не знала особенности детской и подростковой психологии, не понимала, как реагировать на какие-то ситуации, – вспоминает педагог. – Потом уже просветили умные книги и люди. Спасибо нашему психологу Дарье Борисовне, она меня часто консультирует.
Кислород и серу изучает 9в класс. Учитель раздает план-задание. Фото Николая Королева
Ирина Туровцева – молодой педагог. Ей 27 лет. Сейчас она единственный «химик» в школе, нагрузка – около 30 часов в неделю. Это уроки у старшеклассников и кружок для учащихся 4-6 классов. Учитывая особенности химии, которая нуждается в наглядном представлении, то работать учителю приходится много.
Кроме непосредственно уроков, Ирина Евгеньевна курирует в школе направление по работе с одаренными детьми. Это обязывает ее много учиться. Недавно она вернулась с курсов из образовательного центра «Сириус» в Сочи. Много занимается со своими учениками исследовательской деятельностью: это и классические городские и вузовские научно-практические конференции, и более крупные мероприятия. Например, молодежный космический форум «Семихатовские чтения», организованный настоящим зубром современной промышленности – НПО автоматики, или межрегиональный химический турнир, который состоялся осенью. Команда школы № 9 на заочном этапе стала седьмой из двухсот команд, а на очном – попала в двадцатку.
Последние два года старшеклассники под руководством Туровцевой принимают участие в проекте «Тест-драйв» в Уральском федеральном университете, где примеряют на себя роль студентов. Во время зимних каникул они имеют возможность погрузиться в атмосферу студенческих будней: пожить в общежитии, послушать лекции ведущих профессоров УрФУ, посещать лаборатории, библиотеку, спорткомплекс…
Когда зашла речь об участии образовательного учреждения в конкурсе стартапов городской администрации, Ирина Туровцева предложила идею создать на базе школы центр естественных наук. Проект развития не получил, но у педагога появились мысли поучаствовать в гранте.
Евгения Жукова у доски отвечает по теме строения атома кислорода. Фото Николая Королева
– Простора для творчества здесь очень много, молодым никто не бьет по рукам. Это мне очень нравится, – отмечает педагог. – Не очень приятны нелестные отзывы об учителях и школах, но я вижу, что профессиональное выгорание у педагогов случается. Я за то, чтобы в школу приходили молодые, свежие, дерзкие, с огнем внутри.
В школе № 9 относительно молодой коллектив: если в 2013 году она была единственным педагогом до 25 лет, то сейчас молодежи стало больше.
В этом году Ирина Евгеньевна выпускает своих первых девятиклассников: классное руководство она взяла сразу, как пришла в школу. Сейчас те, по сути, дети стали красивыми юношами и девушками, многие добились успехов в спорте.
Заинтересовать подростков наукой непросто. У старшеклассников и помимо школы много увлечений. Методы Ирины Евгеньевны: стараться говорить с ними на одном языке и чаще демонстрировать связь химии как науки с обычной повседневной жизнью.
– Они не боятся взрослых. Они открытые, смелые, уверенные в себе, в них чувствуются драйв, дерзость юности. Если бы еще дерзость и смелость направлять в нужное русло, то было бы совсем здорово, – говорит о школьниках Туровцева. – Мне нравится с ними общаться: они много чего видели, много могут рассказать.
Семья Ирины переехала в Берёзовский в 2001 году. Училась девочка в екатеринбургском лицее, много думала о поступлении в медицинский, но на дне открытых дверей решила: резать живую и неживую плоть – это не для нее. Еще были мысли о театральном институте: когда-то она ходила в студию «Волшебный мир» к Людмиле Макроцкой и помнит, что ей очень нравилось на сцене. Она и теперь иногда задумывается: а что, если бы перед ней был не класс, а зрительный зал театра?
Дочке Эмилии – пять лет. Задувая свечи на именинном торте в честь своего пятилетия, девочка произнесла: «Хочу, чтобы у всех в этой комнате все было хорошо». Ирина подмечает ее как будто врожденную житейскую мудрость и, как многие мамы, хочет, чтобы дочка росла счастливой и развитой. Эмилия занимается плаванием и вот уже несколько месяцев – футболом. По воскресеньям они вместе обязательно куда-то выбираются: это традиция. Плюс к этому Ирина прививает дочери любовь к путешествиям, в их совместных планах уже стоит посещение Диснейленда.
Жизнь «учителя поневоле» Ирины Туровцевой – это замечательные родители и друзья, обожаемая дочка, любимая работа и нежелание мечтать: все, чего хочется – это просто планы на будущее.