Премьера документального фильма о легендарном фронтовике Николае Васенине в городе Берёзовском состоялась 9 мая. Ленту показали дважды – в 13 и 19 часов во Дворце молодёжи. Фильм повествует о тяжёлой, но всё же счастливой судьбе Почётного гражданина Берёзовского.
Верхнее фото Павла Шабельникова: фрагмент ленты о Николае Васенине
Участник двух войн – советско-финской и Второй мировой, кавалер ордена Почётного Легиона Франции на старости лет отправился в путешествие по местам боевой славы. Отважный воин хотел снова увидеться со своей первой любовью, дочерью партизанского командира Жанной Мано. Но так получилось, что до приезда Николая Максимовича француженка не дожила… А спустя полгода после поездки, в возрасте 95 лет, умер и сам герой.
Невероятная история любви и долгого путешествия, переплетена с размышлениями ветерана об ужасах войны и несправедливости советских властей по отношению к воинам, побывавшим в плену.
На первом сеансе в Берёзовском присутствовал режиссёр фильма, екатеринбуржец Андрей Григорьев. Фильм «Васенин» уже увидели жители многих городов России – Волгограда, Челябинска, Перми, Владивостока, Москвы, Хабаровска, Кирова, Нижнего Тагила, Карабаша, Оренбурга, Сочи, Калининграда, Ярославля, Уфы, Казани, Рязани, Саратова и Ростова-на-Дону. По отзывам, зрители были тронуты пронзительной историей берёзовского ветерана. Многие не могли сдержать слёз.
В столице Среднего Урала фильм впервые показали 1 мая в «Салюте». На премьеру собрались сотни зрителей, почти все места были заняты. Слова благодарности в адрес съёмочной группы выразили родные Николая Максимовича, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, генеральный консул Франции Мишель Баран, актёр Николай Наумов. Фильм стоит в ежедневном прокате «Салюта».
Читайте также:
МНЕНИЯ
Война и Мир ветерана
Татьяна Чудиновских, корреспондент газеты «Золотая горка»:
– «Васенин» – документальный фильм, но в нем нет никакой скуки или занудства, которые присущи данному жанру. Отнюдь. И главный документ в нем – сам Васенин. Он здесь и главный герой, и рассказчик, он и участник событий, как прошлого, так и настоящего, ведь здесь запечатлены не только воспоминания Николая Максимовича, но и его поездка во Францию, где главная история его жизни обрела завершенность. В фильме про Васенина никто не говорит в третьем лице, не дает оценок его характеру, личным качествам или поступкам. И это не нужно – Николай Максимович настолько интересен сам по себе, что все эти 50 минут этот глубокий сентиментальный старик не надоедает. И даже наоборот. Видно, что всё, о чем он говорит, он переживает в данную минуту, нет никаких заученных или дежурных фраз, всё максимально искренне, и с каждой новой фразой он раскрывает себя с новой стороны. Я считаю, что это главное достоинство этого фильма. И главная удача режиссёра Андрея Григорьева была не в том, что он нашёл такую уникальную историю, которая так и просится на экран, а в том, что он успел задокументировать исповедь нашего героя, который к своим 94 годам не растерял ни память, ни разум, ни жизненные силы, ни оптимизм. Сделал это режиссёр очень бережно и толково.
Честно говоря, успех этой картины долгое время был у меня под большим вопросом. Молодость режиссёра Андрея Григорьева, которому на момент начала съемок было лишь 25 лет, заставляла сомневаться, что ему хватит жизненного и профессионального опыта на то, чтобы адекватно осмыслить и передать этот сюжет о событиях давно минувших лет. Да и вся его команда, корпевшая над фильмом – это молодёжь, минимум втрое моложе самого Васенина. Но всё же во многом картина удалась и, возможно, как раз возраст этому только поспособствовал – ведь когда закончилась война, самому Васенину было лишь 25 лет.
К неудачам и минусам фильма я бы отнесла недостаточную ясность исторических событий, о которых в фильме идет речь. Что значит воевать на стороне французского движения Сопротивления для российского зрителя всё-таки непонятно и требует пояснений. Давно знакомая с этой историей я бы и не обратила на это внимание, но по обрывкам разговоров зрителей, покидавших кинозал после премьеры, было ясно, что это серьезное упущение, которое привело к тому, что некоторые моменты остались непонятыми или понятыми не до конца.
Во-вторых, лично мне казалось, что в экранное осмысление удивительной судьбы Николая Васенина обязательно должны были попасть «15 лет лагерей», которыми Советский Союз «наградил» кавалера ордена Почетного Легиона Васенина за все его боевые заслуги. Но, увы, в фильме это прозвучало как-то совсем невнятно. Авторы картины решили сделать акцент «на позитиве», на романтической истории Васенина и его француженки, к которой он возвращается спустя 70 лет, как и обещал. Но лишь с обидным опозданием на несколько месяцев – на могиле Жанны виден год ее смерти – 2014-й.
Кстати, актриса, сыгравшая в постановочных сценах Жанну Моно, мне показалась не в меру сексапильной, и это тоже подпортило впечатление от просмотра. Кадры, на которых она кокетливо теребит пуговицы платья в районе груди, лично меня резанули своей вульгарностью. Тем более что в фильме есть фотография настоящей Жанны, в образе которой нет и намёка на легкомысленность.
Впрочем, таковым было режиссёрское видение истории и ее героев, и Андрей Григорьев имеет на него полное право. На очереди в планах молодого режиссёра съемка ещё одного фильма о Васенине, но на этот раз художественного, основанного на реальных событиях. Я буду молиться, чтобы ему хватило сил и мастерства воплотить эту задумку в жизнь. Уверена, потенциально история Васенина способна покорить зрителей всей страны, а может быть и мира, осталось только ее талантливо снять.
Не надо ничего выдумывать
Михаил Лебедев, берёзовский журналист, литератор:
– Когда режиссер Андрей Григорьев попросил меня на премьере фильма «Васенин» в екатеринбургском кинотеатре «Салют» прокомментировать увиденное, я прямо сказал, что представлял себе другой фильм. Конечно, в первую очередь потому, что в отличие от подавляющего большинства зрителей я очень сильно «погружен» в тот материал, которым располагала съемочная группа.
Мне выпало длительное время общаться с Николаем Максимовичем, с отечественными и зарубежными представителями медиа, которые создавали для СМИ сюжеты о жизни ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Почетного Легиона, вместе с коллегами приходилось собирать и готовить необходимые информационные материалы. Всё это и задумки о возможной книге просто «вытолкнули» меня в поездку во Францию, в места, где воевал в Сопротивлении Николай Васенин и где встретил свою военную любовь Жанну Мано, куда забрасывала его служба в военной миссии.
…На премьеру «Васенина» пришли люди разного возраста, но доминировала молодежь. Да и на сцене было видно, что создатели фильма – молодая команда. Молодые – для молодых: об очень важных, ключевых вопросах нашей памяти, о войне и Великой Победе, о людях приблизивших ее.
Я не встречал человека, которого не потряс бы рассказ о судьбе Николая Васенина. Конечно, ему светила счастливая звезда. Но отбирала всё, оставляя жизнь. Уцелев в советско-финской войне, хоть и получил ранение, не сгинул в гитлеровском плену, куда попал раненым, геройски сражался в Сопротивлении, хотя был ранен и там. Не сломался и став заключенным после возвращения на Родину – так заплатив за то, что был во вражеском плену. Дожил до почтенного возраста, сохранив ясность ума и тягу к жизни, на 95-м году согласился поехать во Францию со съемочной группой, где увидел тех, кто его знает и помнит, возложил цветы на могилу Жанны.
…Всё, снимай его рассказ! И у тебя есть фильм? Это пусть обсудят кинематографисты…
Режиссер Андрей Григорьев сделал неплохую заявку на творческий ход: рассказать про прадеда с помощью его правнука Фёдора, который тоже побывал во Франции с Николаем Максимовичем. Но, что-то не получилось. По крайней мере, попытка вложить в уста правнука какие-то размышления о Германии, воспринимается искусственно. Гораздо естественнее выглядит Фёдор в новостном сюжете одного из каналов, накануне Дня Победы, где он комментирует фильм одноклассникам. Здесь веришь и ему, и его друзьям.
Непонятным и неприятным для меня стал эпизод фильма, где закадровый голос рассказывает о десанте 1942 года по освобождению Дьеппа, как начале движения Сопротивления во Франции. Конечно, это не так. Неудачный десант англо-канадских сил расценивается как позор и трагедия союзников. Большим позором была только паническая и трагическая эвакуация британских экспедиционных сил из Дюнкерка в 1940 году, когда были брошены и оставлены врагу машины, бронетехника и снаряжение, амуниция. А история движения Сопротивления требует изучения…
Если общая канва повествования понятна, то, например, во «французских» кадрах, сказывается дефицит перевода в самом кадре. Нужен закадровый перевод и закадровый рассказ, а то получается путаница с персонажами (кто есть кто). Да и с событиями. Недаром в некоторых рецензиях читаешь, что журналист Лоран Браяр (один из участников поиска Жанны) – сын Жанны, а Васенин – чудо-богатырь, который освобождал Париж, Марсель, Тулон. А дважды повторенный эпизод со срывом с груди героя французских наград, считаю не режиссерским ходом, а редакторским огрехом.
Скажу про титры. На них зрители поднимаются, если считают нужным, аплодируют и выходят из зала. На премьере в «Салюте» я сказал, что вижу в них. А вот эти строчки должны быть в самом начале, там, где генеральный спонсор и прочие: «Фильм создан на основе краеведческого поиска школьников лицея № 7 во главе с преподавателем Людмилой Фокиной (город Берёзовский, Свердловская область)».
И в добрый путь, на международные кинофестивали!