Бусины из Екатеринбурга, ленты из Петрозаводска, мастерица из Берёзовского. Материалы для своих работ Татьяна Навражных собирает по крупицам. Долго, дорого, но результат того стоит. Искусство, зародившееся в Древней Греции, березовчанка начала осваивать пять лет назад. Вышивка лентами, пережившая взлёт в эпоху роккоро и потерю интереса к ней после Второй мировой войны, в течение двух последних десятилетий начала возрождение и вновь заблистала всеми гранями.
Часть комнаты в квартире Татьяны Михайловны отведена под мастерскую. Нитки, ленты, пяльцы и краски – в каждом углу. Над столом вдоль всей его длины лампа, на стенах – десятки полок, где расставлены коробочки с «запасами хомяка». Так на сленговом языке рукодельница называет необходимые и резервные материалы для творчества.
Сегодня Татьяна Навражных вышивает картины на заказ, выставляет работы на областных конкурсах и готовится к персональной экспозиции в родном городе. А ведь первоначально рукодельница даже не умела вдеть ленту в игольное ушко…
Кто из нас не хотел начать с понедельника бегать, отказаться от вредной привычки или ложиться раньше спать? Получалось далеко не у всех. А вот у Татьяны Михайловны вышло с первого раза. Именно в один из понедельников она увидела по телевизору сюжет о кружке в «Современнике», где учат вышивке лентами. Загоревшись идеей, березовчанка тут же отправилась на занятия.
Первоначально было непонятно, даже как широкую ленту вдеть в маленькое игольное ушко. После нескольких занятий, освоив азы мастерства, Татьяна Навражных перешла на домашнее обучение, стала искать преподавателей в интернете. Благодаря виртуальным учителям вскоре появилась первая поделка – «Букет с розами». Работа висит на стене в гостиной и заметно отличается от остальных неказистостью, однако имеет свою ценность.
Свои работы Татьяна Михайловна несколько раз выставляла в местной библиотекеФото Натальи Ксенофонтовой
– Тогда казалось: такая красота, какая я молодец. Это теперь я вижу, что многое вышито не так, как надо, – рассказывает Навражных. – Стебли лежат в другом направлении, и цветы расположены неверно, а у сирени нет объема. Но я её никуда не деваю, интересно сравнивать, с чего начинала.
Творит березовчанка осенью и зимой – в остальное время занимается садовыми работами. Процесс создания одной картины может растянуться на месяцы. Здесь важны аккуратность каждого стежка и петельки. К тому же, порой больше времени уходит на поиск необходимых материалов. За ними рукодельница ездит в Екатеринбург, заказывает в Петрозаводске, а некоторые даже за границей. Например, шёлковые ленты можно достать только в Украине.
– Когда приходит посылка с принтами (готовый рисунок на полотне – прим. ред.) и лентами – это такой счастье, с почты бегу чуть не вприпрыжку, – улыбается Татьяна Михайловна. – Скорее открываю и разглядываю. Принтов у меня большая коробка. Хочется вышить – начинаю раскладывать. Выберу три-четыре – отложу. Потом из них еще выбираю. «Хомяк» у меня жадный, запасов много, полочек много. А хомяк всё время душит – купи, купи.
Сначала Татьяна Михайловна придумывала сюжеты для вышивки сама и использовала для них только ленты. Потом стала добавлять другие техники, вроде трапунто, вышивки гладью, пошли в ход для декорирования даже крупы. А затем стала покупать принты. Выдумки здесь требуется не меньше.
Принт «Окно в детство» очень популярен среди рукодельниц. Чтобы выделиться, надо освоить азбуку вышивки лентами.
«Ирисы» созданы из вручную окрашенных лент. Фото Натальи Ксенофонтовой
– Один и тот же сюжет можно вышить по-разному. Серединки астр у меня стриженые, а у кого-то они сделаны из окрашенных колготок, а внутри синтепон, – поясняет мастерица. – Деревья я вышила французским узелком. Те, что дальше – затянутым – он более грубый. На переднем плане – незатянутым – чтобы крона казалась пышной.
Татьяна Навражных давно не покупает цветных фабричных лент. Приобретает белые и окрашивает их собственноручно. Для атласных и шелковых лент требуются разные краски. Лента натягивается на пяльцы и смачивается. На влажный материал наносится капелька краски, которая сама растекается по воде и придаёт ленте цветной оттенок, светлеющий ближе к краям.
Одна из работ, для которой Татьяна Михайловна готовила таким образом ленты, – «Ирисы». На первый взгляд, ничего особенного в букете многолетних фиолетовых цветов нет. Однако добиться естественной простоты приходилось немалыми усилиями мастерицы.
– Сначала лента была покрашена, затем вырезан каждый лепесток. А чтобы по фактуре заготовки имели свойственную ирисам морщинистость, надо было сделать горячую гофрировку – над свечой загнуть в нужную сторону. Боротка тоже отдельно сделана – берется иголка, вкалывается с одной стороны на другую, ниткой прошивается, потом расстригается, выравнивается. С обратной стороны промазывается клеем, чтобы не разваливалась.
Вышивкой лентами березовчанка занимается пять лет и постоянно ищет, осваивает новые техники. Для этого у неё существует тряпочка-шпаргалочка. На этом небольшом лоскутке Татьяна Навражных вышивает, пока не добьется желаемого результата. Некоторые земляки успели по достоинству оценить мастерство Татьяны Михайловны и периодически делают заказы.
Два раза умелица выставляла вышитые картины в центральной библиотеке Берёзовского. В прошлом году – в Екатеринбурге. Сейчас идёт подготовка к персональной экспозиции. Картин у Татьяны Михайловны для этого много, но не все они оформлены. Чтобы работа выглядела полноценно и завершённо, автор заказывает под неё багетную раму – весьма дорогое украшение.